Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе

Страница 2

Таким образом, когда мы предлагаем ученику обозначить каждый химический элемент определенным химическим знаком, а затем использовать эти знаки для построения химических же формул и написания уравнений реакций, мы предполагаем включение учащегося в действия с абстрактными заместителями реальных объектов, не подозревая о том, что для значительной части учащихся (по объективным причинам!) это очень трудно.

Характеристика уровня развития интеллектуальной сферы учеников 8-го класса заставляет задуматься над вопросом: является ли достаточно оправданной тенденция к смещению важнейших теоретических знаний школьного курса на более ранние этапы обучения в условиях постоянно нарастающего дефицита учебного времени. Ведь одно то, что у половины восьмиклассников не развиты способности к выполнению мыслительных операций с символами и абстрактными понятиями (составляющими подавляющее большинство из числа формируемых в теме «Первоначальные понятия химии»), может явиться залогом их неспособности овладеть самыми необходимыми базовыми предметными умениями – осознанно составлять формулы, расставлять коэффициенты в уравнениях, применять такие понятия, как химический элемент, относительная атомная масса, валентность, количество вещества, моль и др.

Существующее сегодня в практике обучения химии противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета на начальном его этапе и недостаточной сформированностью навыков логического мышления у учащихся порождает у последних своеобразный психологический барьер. Выражением его является резкое снижение интереса учащихся к предмету, которое в последние годы наблюдается уже в начале второго полугодия 8-го класса.

Вышесказанное приводит к пониманию необходимости дифференциации целей предметного обучения; соответствующей перестройки смысловых акцентов при планировании изучения начального курса химии. Это обеспечивает актуализацию новой, серьезной методической проблемы развития у учащихся внутренней мотивации изучения предмета, осознания значимости приобретаемых знаний как в жизни всего человечества, отдельных цивилизаций, так и в собственном своем развитии и образовании.

Данные исследований психологов позволяют полагать, что в 9-ом классе происходит серьезная перестройка интеллектуальной сферы подростков. Положительный сдвиг наблюдается в развитии понятийного, теоретического мышления при сохранении роли и совершенствовании практического образно-действенного. У девятиклассников интенсивно развивается способность к действиям в уме с заместителями, прогрессирует умение обобщать: с заданиями на эту логическую операцию справляются 46,8% учащихся (в 8 кл. – лишь 25%). В обучении химии с заданиями на обобщение справляются 37,8% (Г.А. Кимаск, 1983 г.), 36,7% (И.М. Титова, 1991 г.).

Учащиеся 9-ых классов, по сравнению с младшими, более широко применяют логические приемы запоминания. Однако значительная их часть владеет эффективными приемами запоминания и смысловой памяти еще недостаточно. Примерно у трети учащихся способность к обобщенным мыслительным действиям находится лишь на начальной стадии; у них плохо сформированы умения сравнивать, проводить аналогии, выделять общие и различающие признаки понятий. Для 22% учащихся характерен низкий уровень интеллектуального развития.

В 10-ом классе наблюдается значительное продвижение в развитии важнейших сторон мыслительной деятельности учащихся: аналитичности, осознанности, доказательности, глубины. Количество учащихся, применяющих в своей деятельности абстрактные способы мышления (53%), впервые, по сравнению с предыдущими возрастными этапами развития, превышает число учащихся с наглядно-действенным мышлением. У учащихся 10-х классов в значительной степени усиливается продуктивность логического запоминания. Последнее убедительно доминирует над механическим. Причем оно самым тесным образом связывается с умением логически группировать материал.

У учеников 11-ого класса усиливается склонность к обобщениям, составлению развернутых характеристик изучаемых объектов. Происходит серьезное развитие рефлексивных сторон мышления и повышение уровня осознанности собственных действий. К числу умений, достигающих высокого уровня развития у учащихся 11-го класса, психологи относят умение обобщать, устанавливать аналогии, осуществлять прогностическую деятельность и применять знания, полученные в процессе обучения.

Несмотря на явный и существенный прогресс в развитии личности учащихся 11-го класса, нельзя считать, что их интеллектуальные умения приобрели законченность и завершенность. У некоторой части учащихся происходит даже возврат к несовершенным формам мыслительной деятельности. Так, при установлении аналогии отдельные ученики вместо проведения последовательного анализа понятийного содержания с целью выделения в нем существенных признаков понятий используют привычные ассоциативные связи.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Метод синектики
Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Один из эвристических ...

Исследование составляющей когнитивного развития учеников – мышления и его связей с учебными достижениями по математике
С целью установления связей между характеристиками мышления и учебными достижениями по математике было проведено исследование в ОМК. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2011 года, в котором были задействованы учащиеся 7-го класса (всего 13 человек). Исследование проводилось в двух направлен ...

Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике
Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике. Схема 1 - Классификация мультимедийных ресурсов Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru