Виды и формы детской агрессивности

Страница 1

Классификация видов детской агрессивности, предложенная Голованова Н.Ф, включает в себя следующие компоненты:

Разделение по направленности на объект, к числу которых автор относит:

• гетероагрессия - характеризуется активной направленностью на окружающих;

• аутоагрессия - характеризуется направленность агрессивных реакций на себя;

Разделение по причине появления:

• реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию, на какой - либо внешний раздражитель;

• спонтанная агрессия - тип агрессивного поведения, который проявляется без видимой причины, под давлением внутренних импульсов;

Разделение по целесообразности, классифицирует детскую агрессивность как:

• инструментальная агрессия - тип агрессивной реакции, который применяется как средство достижения результата;

• целевая агрессия - заранее спланированное действие, цель которого- нанесение или вреда кому - либо;

Разделение по открытости проявлений, позволяет выделить следующие типы агрессивности:

• прямая агрессия - непосредственная направленность поведения на объект, вызывающий раздражения, тревогу или возбуждение;

• косвенная агрессия - направленность поведения направленная на объект, который вызывает раздражение с использованием различных средств;

Разделение по форме проявлений, осуществляется следующим образом:

• вербальная агрессия - выражена в словесной форме (угрозы, оскорбления)

• невербальная агрессия - проявление агрессивности при помощи жестов, мимики, интонации, голоса;

• физическая агрессия - применение силы с целью нанесение морального ущерба противника.

Е.Е. Першинина, отечественный исследователь, работающий в данной сфере, отмечает, что ребенок не становится агрессивным неожиданным. Он может быть мягким и воспитанным, а спустя минуту начать кричать. Процесс изменения мировоззрения ребенка происходит постепенно. Так же автор говорит о том, что причиной такого изменения может быть лишение или ограничения свободы деятельности ребенка младшего школьного возраста.

В автореферате «Медико-педагогическое исследование формирования характера девиантного ребенка» Е.Е. Першинина, выделяет несколько основных вида агрессии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Данный тип агрессивности проявляется у детей достаточно часто. Ребенок разъяряется, осыпает ударами тех, кто находится рядом с ним, нападает на детей младше себя или даже взрослей.

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание вербальных реакций;

3. Прямая агрессия – непосредственно направленная на кого- либо;

4. Косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо. Действия, которые характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющееся в крике, топании ногами);

5. Инструментальная агрессия - использование агрессивных реакций, как средство достижения какой – либо цели; в свою очередь данный тип агрессии автор предлагает разделить на: аффективную, импульсивную, экспрессивную.

6. Враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

7. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Зарубежный исследователь детской агрессивности Р. Зильман при классификации видов агрессии считает необходимым учитывать то, что агрессия есть осознанное действие, направленное на причинение ущерба человеку или группе людей или животному. Основываясь на этом, автор предлагает рассматривать враждебную и инструментальную агрессию.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией мы также применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности». Полученные результаты эксперимента занос ...

Содержание и результаты экспериментальной работы
Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru