· Предоставлять знания — 39,4%;
· Развивать личность — 44,7%;
· Готовить к трудовой деятельности — 0,9%;
· Готовить к дальнейшей жизни в обществе — 15%.
Преподавателям специальных дисциплин важно знать, как чувствуют себя студенты на занятии: раскованы ли они, чувствуют ли удовлетворение от познавательной деятельности и общения с преподавателем и другими студентами, осознают ли свои возможности в преодолении трудностей, или могут открыть что-то неизведанное в себе и в учебной дисциплине?
Причины в противоречивых оценках эмоционального состояния преподавателя и студентов разные. Задание преподавателя — выявить их и максимально использовать в учебном процессе. Кроме того, разнополюсность эмоционального состояния преподавателей и студентов на занятии — весомый аргумент в интересах того, чтобы исследовать состояние студентов, выяснить, чем предопределен такой взгляд на учебный процесс. Средством для исследования выступал диагностический тест А. Сиденко.
Свое мнение по каждому пункту студенты оценивают в баллах (табл.2.1) с интервалами от -3 до +3, поставив порядковые номера от 1 до 22. Чтобы быть более открытым, фамилия студента не указывается. Здесь важно субъективное отношение, очень личное, индивидуальное. К студентам обращаются с просьбой быть искренними в оценке в баллах своего состояния.
Таблица 2.1
Диагностический тест студентов
Тест |
Балл |
Тест |
=1= |
=2= |
=3= |
1. Мне достаточно часто не понятно, с какой целью проводятся занятия |
3, 2 1, 0, 1, 2, 3 |
Мне практически всегда понятно, с какой целью проводится занятие |
2. Я не чувствую, что услышал на занятии именно то, что важно для моей будущей профессиональной деятельности |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я понимаю, что услышанное на занятии именно то, что важно для моей будущей профессиональной деятельности |
3. На занятии я всегда в подавленном состоянии, недовольный, хмурый |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
На занятии я всегда в хорошем настроении, довольный, жизнерадостный |
4. На занятии я пассивный, бездеятельный, невнимательный, работать не хочется |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
На занятии я — активный, деятельный, внимательный, всегда хочу работать. |
5. Если преподаватель задает вопросы аудитории, я не задумываюсь над ними, не пытаюсь мысленно отвечать |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Если преподаватель задает вопросы аудитории, я задумываюсь над ними, пытаюсь мысленно отвечать |
6. Я чувствую раздражение и неудовлетворение преподавателя аудиторией |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я чувствую доброжелательность преподавателя относительно аудитории |
7. Материал каждого занятия я не ассоциирую с изученным раннее |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я вижу связь нового материала с ранее изученным |
8. Я изучаю предмет без какого-нибудь интереса |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я изучаю предмет с большим интересом |
9. Я с большими трудностями заставляю себя вести конспекты, все, что нужно, не успеваю записывать |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я с удовольствием веду конспекты, все, что нужно или рекомендует преподаватель, успеваю оформлять и записывать |
10. Мне кажется, что преподаватель не обращает внимание, как я работаю на занятии |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Мне кажется, что преподаватель обращает внимание на то, как я работаю на занятии |
11. Как правило, я не возвращаюсь к самостоятельному изучению материала пройденного на занятии |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
После занятия я самостоятельно изучаю материал пройденный на занятии |
12. Я не могу выделить главного в дисциплине |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я могу выделить главное в дисциплине |
13. Мне кажется, что преподаватель безразличен к успехам студентов еще до того, как они будут относиться к предмету |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Мне кажется, что преподаватель не безразличный к успехам студентов и их отношению к предмету |
14. Если преподаватель ошибается, как правило, я не замечаю ошибок |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Если преподаватель ошибается, я часто замечаю ошибки |
15. Мне кажется, что практические занятия приносят мало пользы, чтобы глубоко разобраться в материале по ТЭ |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я думаю, что практические занятия очень нужны, чтобы разобраться в материале по ТЭ автомобилей |
16. Мне кажется, что преподаватель относится ко мне без доверия и уважения |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Мне кажется, что преподаватель относится ко мне с доверием и уважением |
17. Как правило, я не замечаю рекомендаций преподавателя относительно самостоятельного изучения предмета ТО и Р |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я обращаю внимание на рекомендации преподавателя по самостоятельному изучению предмета ТО и Р |
18. Я отвлекаюсь на занятиях, занимаюсь посторонними делами |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
На занятиях я никогда не отвлекаюсь и не занимаюсь посторонними делами |
19. На занятии я не узнаю ничего нового для себя |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
На занятии я узнаю много нового для себя |
20. Я никогда не спрашиваю преподавателя, если мне чтото не понятно |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я всегда спрашиваю у преподавателя, если мне что-то непонятно |
21. Мне кажется, что мои знания по предмету оцениваются не объективно |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Мне кажется, что мои знания по предмету преподаватель оценивает объективно |
22. Я бы не хотел посещать занятия данного преподавателя |
3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 |
Я бы хотел посещать занятия данного преподавателя |
Актуально о образовании:
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с
нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В быту человеку ежеминутно т ...
Общее представление о технологии обучения и
классификация технологий обучения химии
В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологии обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе. Технология обучения химии – это особый вид методики обучения химии, кото ...