Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов

Страница 3

Обучение студентов решать задачи оказывает содействие не только формированию знаний, умений и навыков, но и включается в процесс самосоздания преподавателем тех качеств его личности, которые необходимы в его работе со студентами и определяют индивидуальный стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.

Предложенный нами подход организации самостоятельной работы опирается не на внешние, а на внутренние факторы, которые являются элементами субъектного опыта (мотивация, потребности, личностные смыслы, установки, стереотипы, желания, преимущества и т.д.). Но при этом не уменьшается роль и значение внешних факторов, которые направлены на востребование нереализованных возможностей развития студента, на личностную мотивацию деятельности, на собственный выбор и формирование значащих для него целей, способов деятельности. Заявленную проблему мы рассматриваем, опираясь на концепцию развития личности, автором которой является Г. Костюк, и концепцию деятельностного подхода, которого придерживался Л. Выготский.

Г. Костюк считал умственное развитие - системой со специфическими собственными разногласиями. В этих рамках развитие рассматривается как спонтанный процесс. Г. Костюк доказывает, что спонтанность как проявление внутренних разногласий в конечном итоге является заданной направленностью, а эффектом собственного развития выступают не все усвоенные способы действия, а лишь те из них, которые сохраняются на дальнейших этапах деятельности личности, то есть те, которые стали неотъемлемой частью субъективного опыта личности. Для нашего исследования это является важным методологическим положением, поскольку оно подчеркивает необходимость внимательного отношения к субъектному опыту личности. Сегодня ситуация изменилась, поэтому неуважение субъектного опыта личности не только ведет к своеобразному упрощению при рассмотрении взаимодействия элементов педагогической системы, а и к неминуемому снижению эффективности самостоятельной деятельности студентов.

Объединение двух подходов к проблеме обучения и развития, начатых выдающимися учеными современности – Г. Костюком; Л. Выготским – поможет трансформации превосходящего сегодня информационного обучения в личностное ориентированное.

Новая методика организации обучения студентов не является целью, а средством достижения цели. Весь смысл внедрения новой образовательной системы состоит в том, чтобы сделать процесс изучения каждой отдельной учебной дисциплины творческим и индивидуальным, чтобы это изучение заинтересовало студента, принесло нему моральное и интеллектуальное удовлетворения оттого, что он познает, от собственного интеллектуального и образовательного роста, от преодоления трудности и самого себя. Создание соответствующих традиций творческой атмосферы и напряженной работы, высокого морального духу осуществляется постепенно.

Изложенные концептуальные основы не только обеспечивают выход на организацию СРС, а и позволяют выявить себя во всей полноте и со всей силой. Если правильно пользоваться, можно положительно, а иногда и решающе влиять на качество и объем образования. Внутренние изменения в процессе обучения в конечном итоге отображаются на внешних результатах.

В новой методике принципиально другие формы контроля и оценки знаний студентов, которые преимущество отдают рейтинговой системе. Она приобщает студентов к сознательной и актуальной работе, поскольку в них почти нет ни одной возможности уклониться от выполнения задач. Практически устраняется влияние случайных факторов, а итоговая оценка становится более объективной, так как базируется на оценивании всех видов работ на протяжении продолжительного времени.

Эта система порождает здоровую конкуренцию среди студентов, создает возможности для реализации здорового честолюбия в овладении знаниями. Широко используются индивидуальные собеседования, обзоры и защиты результатов учебной работы, оценка знаний экспертами. Это надежные способы защитить студента от субъективизма и монопольного права преподавателей на оценку. При традиционной системе не такими уже и одиночными являются факты, когда студенты, которые заметно различаются как, по глубине, так и по объему знаний, получают одинаковые оценки. Соотношение между аудиторной и самостоятельной работой склоняется в пользу последней. Но такая насыщенность самостоятельной работы приведет к повышению эффективности обучения, если ее рассматривать во взаимосвязи с индивидуализацией и дифференциацией обучения. В другом случае, получив много времени для самостоятельной работы, студенты используют его не по назначению.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Наиболее востребованные инженерные специальности США
Однако, по такому критерию, как востребованность, список инженерных профессий по сферам складывается несколько иначе (приведена первая «шестёрка» примерно одинаково котирующихся профессий): 1.Первое место занимает военная инженерия. Хотя бы потому, что США имеет на сегодняшний день самую многочисле ...

Круги Эйлера
Примерное содержание сообщения учащегося о Леонарде Эйлере. Рассказ учителя о кругах Эйлера. Очень часто бывает так, что решение задачи помогает найти рисунок. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным. Рассмотрим такую задачу. 1). В классе 35 учеников. Из них: 19 ребят занима ...

Пути повышения активности и самостоятельности учащихся
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru