Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов

Страница 3

Обучение студентов решать задачи оказывает содействие не только формированию знаний, умений и навыков, но и включается в процесс самосоздания преподавателем тех качеств его личности, которые необходимы в его работе со студентами и определяют индивидуальный стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.

Предложенный нами подход организации самостоятельной работы опирается не на внешние, а на внутренние факторы, которые являются элементами субъектного опыта (мотивация, потребности, личностные смыслы, установки, стереотипы, желания, преимущества и т.д.). Но при этом не уменьшается роль и значение внешних факторов, которые направлены на востребование нереализованных возможностей развития студента, на личностную мотивацию деятельности, на собственный выбор и формирование значащих для него целей, способов деятельности. Заявленную проблему мы рассматриваем, опираясь на концепцию развития личности, автором которой является Г. Костюк, и концепцию деятельностного подхода, которого придерживался Л. Выготский.

Г. Костюк считал умственное развитие - системой со специфическими собственными разногласиями. В этих рамках развитие рассматривается как спонтанный процесс. Г. Костюк доказывает, что спонтанность как проявление внутренних разногласий в конечном итоге является заданной направленностью, а эффектом собственного развития выступают не все усвоенные способы действия, а лишь те из них, которые сохраняются на дальнейших этапах деятельности личности, то есть те, которые стали неотъемлемой частью субъективного опыта личности. Для нашего исследования это является важным методологическим положением, поскольку оно подчеркивает необходимость внимательного отношения к субъектному опыту личности. Сегодня ситуация изменилась, поэтому неуважение субъектного опыта личности не только ведет к своеобразному упрощению при рассмотрении взаимодействия элементов педагогической системы, а и к неминуемому снижению эффективности самостоятельной деятельности студентов.

Объединение двух подходов к проблеме обучения и развития, начатых выдающимися учеными современности – Г. Костюком; Л. Выготским – поможет трансформации превосходящего сегодня информационного обучения в личностное ориентированное.

Новая методика организации обучения студентов не является целью, а средством достижения цели. Весь смысл внедрения новой образовательной системы состоит в том, чтобы сделать процесс изучения каждой отдельной учебной дисциплины творческим и индивидуальным, чтобы это изучение заинтересовало студента, принесло нему моральное и интеллектуальное удовлетворения оттого, что он познает, от собственного интеллектуального и образовательного роста, от преодоления трудности и самого себя. Создание соответствующих традиций творческой атмосферы и напряженной работы, высокого морального духу осуществляется постепенно.

Изложенные концептуальные основы не только обеспечивают выход на организацию СРС, а и позволяют выявить себя во всей полноте и со всей силой. Если правильно пользоваться, можно положительно, а иногда и решающе влиять на качество и объем образования. Внутренние изменения в процессе обучения в конечном итоге отображаются на внешних результатах.

В новой методике принципиально другие формы контроля и оценки знаний студентов, которые преимущество отдают рейтинговой системе. Она приобщает студентов к сознательной и актуальной работе, поскольку в них почти нет ни одной возможности уклониться от выполнения задач. Практически устраняется влияние случайных факторов, а итоговая оценка становится более объективной, так как базируется на оценивании всех видов работ на протяжении продолжительного времени.

Эта система порождает здоровую конкуренцию среди студентов, создает возможности для реализации здорового честолюбия в овладении знаниями. Широко используются индивидуальные собеседования, обзоры и защиты результатов учебной работы, оценка знаний экспертами. Это надежные способы защитить студента от субъективизма и монопольного права преподавателей на оценку. При традиционной системе не такими уже и одиночными являются факты, когда студенты, которые заметно различаются как, по глубине, так и по объему знаний, получают одинаковые оценки. Соотношение между аудиторной и самостоятельной работой склоняется в пользу последней. Но такая насыщенность самостоятельной работы приведет к повышению эффективности обучения, если ее рассматривать во взаимосвязи с индивидуализацией и дифференциацией обучения. В другом случае, получив много времени для самостоятельной работы, студенты используют его не по назначению.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности
Тем не менее, бытует ошибочное, но широко распространённое мнение, что в США и сейчас наиболее популярны и прибыльны профессии так или иначе связанные с экономикой (экономисты, менеджеры и др.) или законом (юристы, адвокаты и др.), несмотря на прошедший не так давно экономический кризис. На самом ж ...

Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции
Итак, помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих. У слабовидящих младших шк ...

Конкретные приемы развития у учащихся мотивации учения
Рассмотрим конкретные приемы создания перечисленных условий, обеспечивающих развитие у учащихся мотивации учения, сохраняя указанный выше порядок и нумерацию. 1. Очень важно, чтобы в изучении химии как учебного предмета учащиеся усматривали не только ознакомление с основами определенной науки. Они ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru