Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Новое о образовании » Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по художественному труду » Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Страница 1

Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе.

Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».

Большинство исследователей (В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:

потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;

сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;

приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;

осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

1. изменение характера деятельности;

2. атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;

3. сформированность коллектива.

Организуя художественно-творческую деятельность, необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемыми. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:

развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;

развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных - в ней возможностей, развитие творческих способностей.

Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в ее открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и ее свободе.

При этом необходимо учитывать условии, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.

К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т.д.

К личностным условиям: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизмы личной защиты и др.

Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Эти черты, свойственные творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, ее опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.

Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлеченность творческим поиском - это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей степени отношение к педагогической деятельности в целом.

Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:

демократического стиля руководства учебно-познавательной деятельностью;

положительного стиля взаимоотношения обучаемых с обучающимися в процессе совместной творческой деятельности.

В своей методике обучения детей художественно-творческой деятельности мы опирались на положения индивидуально-психологического развития человека, выдвинутые С.Л. Рубинштейном, который считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.

Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:

создание положительных отношений между участниками учебного процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога; воспитуемого; доверие, поощрение, соревнования и т.д.)

изменение организации и способ проведения занятий по художественному творчеству,: а в частности по художественному текстилю (разнообразные формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего нас мира, самостоятельные творческие работы и др.);

наличие творческого характера деятельности.

Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:

определить место творческой личности в процессе образования;

изучить способы и методы обучения художественному творчеству;

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития
Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах. Следует помнить, что вся психоло ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru