Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Новое о образовании » Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по художественному труду » Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности

Страница 1

Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе.

Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».

Большинство исследователей (В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:

потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;

сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;

приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;

осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

1. изменение характера деятельности;

2. атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;

3. сформированность коллектива.

Организуя художественно-творческую деятельность, необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемыми. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:

развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;

развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных - в ней возможностей, развитие творческих способностей.

Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в ее открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и ее свободе.

При этом необходимо учитывать условии, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.

К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т.д.

К личностным условиям: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизмы личной защиты и др.

Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Эти черты, свойственные творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, ее опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.

Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлеченность творческим поиском - это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей степени отношение к педагогической деятельности в целом.

Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:

демократического стиля руководства учебно-познавательной деятельностью;

положительного стиля взаимоотношения обучаемых с обучающимися в процессе совместной творческой деятельности.

В своей методике обучения детей художественно-творческой деятельности мы опирались на положения индивидуально-психологического развития человека, выдвинутые С.Л. Рубинштейном, который считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.

Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:

создание положительных отношений между участниками учебного процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога; воспитуемого; доверие, поощрение, соревнования и т.д.)

изменение организации и способ проведения занятий по художественному творчеству,: а в частности по художественному текстилю (разнообразные формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего нас мира, самостоятельные творческие работы и др.);

наличие творческого характера деятельности.

Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:

определить место творческой личности в процессе образования;

изучить способы и методы обучения художественному творчеству;

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Российское образование в конце XIX - начале XX века
С начала 70-х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходс ...

Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он я ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru