Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда

Страница 1

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.

Отголоски древних мотивов содержаться в некоторых вышивках, ткачестве. Например, ещё в начале века каргопольские женщины носили нарядные передники, которые шили из тёмно-красной ткани и украшали необычными узорами – «месяцами». Такой узор состоит из «солнышка» в виде цветка и обведённого вокруг него незамкнутого кольца – «месяца». Сегодня многие из нас воспримут это просто как узор, украшение. Однако этот узор был настоящим земледельческим месяцесловом, где нашли своё отражение солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб и гадали о будущем урожае.

Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось всем укладом жизни. Именно народное искусство поможет ребёнку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определяясь целиком годичным кругом сельскохозяйственных работ. В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб. В этот же круг естественно вписывались праздники, время которых также никогда не определялось произвольно. Вся жизнь крестьянина была связана с землёй, зависела от её плодородия. Земля была как бы живым существом: в определённую пору она «засыпалась» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей. Образ матери – земли обобщён и закреплён в многочисленных символах женских фигур, глиняных бабах, стилизованных изображениях женщин в вышивках. Разнообразны вариации символического изображения солнца, несущего свет всему живому, дающего саму жизнь. Эти символы нередко без труда узнаются детьми.

Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней.

Например, интересен такой распространенный мотив в народном творчестве, как птица – символ весны и тепла. В виде птиц делались многочисленные глиняные свистульки. На праздник весеннего равноденствия хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетёрок». Образ птицы встречается также в мотивах многих вышивок.

Ребёнку полезно узнать значение этих образов – символов, чтобы смысл изображений был ему более понятен, а главное, для того, чтобы ощутить высокую духовность своего народа и понять, что настоящий народный мастер никогда не был просто ремесленником, что он обязательно должен был обладать определённым объёмом знаний и общей культурой.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых; развитие навыков анализа, ...

Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения
Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, о чём мы говорили выше, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём общение с окружающими и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности ...

Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru