Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности

Страница 3

Редким исключением в ряду теорий детства в этом аспекте является исследование «Психология детства» В.В.Зеньковского. Главное внимание Зеньковский уделяет проблеме становления личности, условиям, способствующим формированию ее целостности. По мнению психолога, детство имеет особый смысл и функцию в созревании человека. У взрослого и ребенка разные задачи в культуре: взрослый творит культуру, а ребенок приобщается к ней. Зеньковский рассматривает периоды развития ребенка по принципу расширяющейся спирали, а основным критерием периодизации считает психическую установку ребенка на восприятие мира.

Известно, что для возникновения установки необходимо наличие актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. Так, основная установка первого периода (0–1 год) - освоение новой среды обитания. Следующий период развития психолог называет «ранним» или «первым» детством (5-6 лет). Психическая установка его определяется стремлением ребенка развить свои силы и способности. Во второе детство (от 5-13 лет), по мнению Зеньковского, ребенок входит психически тогда, когда в его сознании происходит строгое разделение реального мира и мира воображаемого. В следующем периоде развития - отрочестве (12-18 лет) развитие девочек и мальчиков идет уже совершенно различным темпом. Рождается личность. Внешний мир не принимается подростком, подвергаются критике все моральные традиции, нравы, обычаи. Отрицая действительность, подросток создает ее воображаемый идеальный образ.

Последний период детства человека - юность – чисто эстетический характер.

Итак, развитие ребенка Зеньковский рассматривает во взаимодействии трех детерминантах: биологической, социальной и культурной. Длительность человеческого детства обусловлена его особой функцией в культуре. Основная форма активности ребенка - игра ее неразличимости сплетения реального и воображаемого. Критерием периодов развития является психическая установка. Огромна роль искусства в разные периоды развития ребенка. По глубокому убеждению Зеньковского, с возрастом художественный потенциал личности должен не «увядать», а, наоборот, - расширяться, оказывая оплодотворяющее воздействие на развитие других ее потенциалов.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru