Редким исключением в ряду теорий детства в этом аспекте является исследование «Психология детства» В.В.Зеньковского. Главное внимание Зеньковский уделяет проблеме становления личности, условиям, способствующим формированию ее целостности. По мнению психолога, детство имеет особый смысл и функцию в созревании человека. У взрослого и ребенка разные задачи в культуре: взрослый творит культуру, а ребенок приобщается к ней. Зеньковский рассматривает периоды развития ребенка по принципу расширяющейся спирали, а основным критерием периодизации считает психическую установку ребенка на восприятие мира.
Известно, что для возникновения установки необходимо наличие актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. Так, основная установка первого периода (0–1 год) - освоение новой среды обитания. Следующий период развития психолог называет «ранним» или «первым» детством (5-6 лет). Психическая установка его определяется стремлением ребенка развить свои силы и способности. Во второе детство (от 5-13 лет), по мнению Зеньковского, ребенок входит психически тогда, когда в его сознании происходит строгое разделение реального мира и мира воображаемого. В следующем периоде развития - отрочестве (12-18 лет) развитие девочек и мальчиков идет уже совершенно различным темпом. Рождается личность. Внешний мир не принимается подростком, подвергаются критике все моральные традиции, нравы, обычаи. Отрицая действительность, подросток создает ее воображаемый идеальный образ.
Последний период детства человека - юность – чисто эстетический характер.
Итак, развитие ребенка Зеньковский рассматривает во взаимодействии трех детерминантах: биологической, социальной и культурной. Длительность человеческого детства обусловлена его особой функцией в культуре. Основная форма активности ребенка - игра ее неразличимости сплетения реального и воображаемого. Критерием периодов развития является психическая установка. Огромна роль искусства в разные периоды развития ребенка. По глубокому убеждению Зеньковского, с возрастом художественный потенциал личности должен не «увядать», а, наоборот, - расширяться, оказывая оплодотворяющее воздействие на развитие других ее потенциалов.
Актуально о образовании:
Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, п ...
Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших
школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...
Роль воспитателя при работе в центрах активности
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука. В центрах содержатся разнообразные материалы ...