Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности

Страница 2

Детское мышление эгоцентрично. «Я» ребенка растворено в окружающем его мире, слито с ним. Другой выдающийся психолог - Жан Пиаже – выявляет детский наивный «реализм», основной признак которого заключается в том, что свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Отмечая своеобразие детского мышления, Пиаже не выделяет такого его качественного отличия, как способность мыслить художественными образами. В самом деле, синкретизм, характерный для художественно - образного мышления, характерен и для восприятия мира ребенком.

Как уже было сказано, швейцарский психолог открыл эгоцентризм детского мышления. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Выделяя в социальных отношениях два крайних типа: отношения принуждения (управления в современном понимании) и отношения кооперации (общения), Пиаже отмечает значимость последней для осознания ребенком своей субъективности. Подлинная кооперация (общение), считает Пиаже, возможна только между детьми. Они устанавливают отношения равных, способствующие осуществлению развивающего взаимного контроля: с одной стороны, появляется потребность приспособиться к другому лицу, с другой стороны, доказать свое мнение. Несомненно, что именно совместное проживание детей в воображаемых ситуациях, в выполняемых ими воображаемых ролях и позволяет ребенку качественно развить мышление, подготовиться к восприятию более сложных логических конструкций. Исследую качественное своеобразие детского мышления, Пиаже не отмечает такой его уникальной особенности, как способность воспринимать мир художественно-образно. При этом психолог открыл удивительную способность человеческого мышления: творчески воспринимать окружающий его мир. Эволюция теорий детского развития продвигалась в направлении все более глубокого осмысления роли общества в формировании ребенка. В концепции, Эрика Эриксона становление и развитие личности представлено в системе «ребенок-общество». Психолог открыл новый метод исследования психики - психоисторический. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Эриксон утверждает, что ее (личности) становление происходит на протяжении всей жизни. По убеждению Эриксона «Я», комбинируя в себе стихию природного начала и социальное начало, определяет целостность личности. По мнению Эриксона характер взаимоотношений между ребенком и его окружением определяет направление психосоциального развития.

Таким образом, в теории Эриксона развитие личности детерминировано родительским воспитанием, социальным окружением, особенностями культуры. Сама личность - не пассивный инструмент внешнего воздействия, а динамичная система, способная и к выбору, и к определению своего жизненного пути.

Другой психолог - Эльконин, в своей концепции детства не замечает особое, художественно-образное восприятие мира ребенком, сводит его художественную деятельность только к познанию свойства предметов, овладению материалом; не понимает специфики художественных образов детей, называя их творчество «странным». Эта концепция была общепризнанной в советской психологической науке и служила обоснованием для построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, становится понятно, почему искусство оказалось выведенным на периферию учебного процесса.

В 70-е годы М. С. Каган, разработал концепцию человеческой деятельности, в которой ее видовое строение представлено пятью потенциалами: художественное общение, познание мира (фантазия, воображение, любознательность), преобразования (созидание, мировоззрение, самосознание), ценностного ориентирования и художественным потенциалом. Личность, по мнению философа, определяется через целостно рассмотренную ее деятельность». Деятельность человека – единое целое человеческой индивидуальности.

Выведение художественной деятельности за рамки учебного процесса в младшем школьном возрасте имеет губительные последствия как для развития школьника в целом, так и для формирования его абстрактно- логического мышления, несомненно, ценного качества в эпоху глобальной информатизации. Кроме того, отсутствие активной художественной деятельности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что в старшем школьном возрасте исчезает потребность в общении с искусством. И поэтому, указанная философом, «былая неравномерность развития сознания юноши и девушки» не только не преодолевается, а, наоборот, усугубляется. Итак, в крупных психологических концепциях развития личности художественная деятельность ребенка не рассматривается как обязательное условие «очеловечивания человека».

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...

Наиболее востребованные инженерные специальности США
Однако, по такому критерию, как востребованность, список инженерных профессий по сферам складывается несколько иначе (приведена первая «шестёрка» примерно одинаково котирующихся профессий): 1.Первое место занимает военная инженерия. Хотя бы потому, что США имеет на сегодняшний день самую многочисле ...

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
монтессори обучение школа педагогический Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все о ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru