Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности

Страница 2

Детское мышление эгоцентрично. «Я» ребенка растворено в окружающем его мире, слито с ним. Другой выдающийся психолог - Жан Пиаже – выявляет детский наивный «реализм», основной признак которого заключается в том, что свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Отмечая своеобразие детского мышления, Пиаже не выделяет такого его качественного отличия, как способность мыслить художественными образами. В самом деле, синкретизм, характерный для художественно - образного мышления, характерен и для восприятия мира ребенком.

Как уже было сказано, швейцарский психолог открыл эгоцентризм детского мышления. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Выделяя в социальных отношениях два крайних типа: отношения принуждения (управления в современном понимании) и отношения кооперации (общения), Пиаже отмечает значимость последней для осознания ребенком своей субъективности. Подлинная кооперация (общение), считает Пиаже, возможна только между детьми. Они устанавливают отношения равных, способствующие осуществлению развивающего взаимного контроля: с одной стороны, появляется потребность приспособиться к другому лицу, с другой стороны, доказать свое мнение. Несомненно, что именно совместное проживание детей в воображаемых ситуациях, в выполняемых ими воображаемых ролях и позволяет ребенку качественно развить мышление, подготовиться к восприятию более сложных логических конструкций. Исследую качественное своеобразие детского мышления, Пиаже не отмечает такой его уникальной особенности, как способность воспринимать мир художественно-образно. При этом психолог открыл удивительную способность человеческого мышления: творчески воспринимать окружающий его мир. Эволюция теорий детского развития продвигалась в направлении все более глубокого осмысления роли общества в формировании ребенка. В концепции, Эрика Эриксона становление и развитие личности представлено в системе «ребенок-общество». Психолог открыл новый метод исследования психики - психоисторический. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Эриксон утверждает, что ее (личности) становление происходит на протяжении всей жизни. По убеждению Эриксона «Я», комбинируя в себе стихию природного начала и социальное начало, определяет целостность личности. По мнению Эриксона характер взаимоотношений между ребенком и его окружением определяет направление психосоциального развития.

Таким образом, в теории Эриксона развитие личности детерминировано родительским воспитанием, социальным окружением, особенностями культуры. Сама личность - не пассивный инструмент внешнего воздействия, а динамичная система, способная и к выбору, и к определению своего жизненного пути.

Другой психолог - Эльконин, в своей концепции детства не замечает особое, художественно-образное восприятие мира ребенком, сводит его художественную деятельность только к познанию свойства предметов, овладению материалом; не понимает специфики художественных образов детей, называя их творчество «странным». Эта концепция была общепризнанной в советской психологической науке и служила обоснованием для построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, становится понятно, почему искусство оказалось выведенным на периферию учебного процесса.

В 70-е годы М. С. Каган, разработал концепцию человеческой деятельности, в которой ее видовое строение представлено пятью потенциалами: художественное общение, познание мира (фантазия, воображение, любознательность), преобразования (созидание, мировоззрение, самосознание), ценностного ориентирования и художественным потенциалом. Личность, по мнению философа, определяется через целостно рассмотренную ее деятельность». Деятельность человека – единое целое человеческой индивидуальности.

Выведение художественной деятельности за рамки учебного процесса в младшем школьном возрасте имеет губительные последствия как для развития школьника в целом, так и для формирования его абстрактно- логического мышления, несомненно, ценного качества в эпоху глобальной информатизации. Кроме того, отсутствие активной художественной деятельности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что в старшем школьном возрасте исчезает потребность в общении с искусством. И поэтому, указанная философом, «былая неравномерность развития сознания юноши и девушки» не только не преодолевается, а, наоборот, усугубляется. Итак, в крупных психологических концепциях развития личности художественная деятельность ребенка не рассматривается как обязательное условие «очеловечивания человека».

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования
Современный этап развития образования в России может быть охарактеризован как переходный. Во многих регионах страны переход от традиционного образования к личностно-ориентированному вызывает немало вопросов, ставит проблемы, на которые до сих пор многие не могут дать обоснованные ответы. В частност ...

Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...

Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике
Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике. Схема 1 - Классификация мультимедийных ресурсов Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru