Гармоничное развитие личности, как претворение образа человека эпохи Возрождения в педагогической практике ХVII столетия, было главной целью. Тем самым «прозревали» и весь дальнейший путь педагогики. Выделение педагогики в самостоятельную форму человеческой деятельности не изменило положения в философии и, отделившейся от нее, эстетике. По-прежнему основные идеи художественного и эстетического воспитания разрабатывались философами и эстетиками . В XVIII веке одной из задач художественного воспитания становится формирование тонкого изысканного вкуса.
Надо сказать, что в XVIII-XIX столетиях человечество в целом находилось под обаянием открытий, совершаемых в естественных науках и необходимость «образовывать» человека посредством изучения точных наук ни у кого не вызывало сомнения. Исследователи пришли к выводу о том, что посредством художественной и эстетической деятельности человек обретет целостность.
Во второй половине XIX столетия системе российского образования удалось сохранять хрупкое равновесие между реальным образованием (в реальных коммерческих училищах) и классическим (в гимназиях). Реальные и коммерческие училища были призваны обеспечить нужды развивающейся промышленности, в гимназиях же формировался слой русской интеллигенции.
Необходимо подчеркнуть, что стремление ввести художественно-эстетическое воспитание в образование как обязательный компонент учебного процесса, отличало не только «низы», но и «верхи»: «Воспитанники средней школы выходят в жизнь без развитого художественного вкуса, без умения наблюдать окружающие их красоты природы и наслаждаться ими, без знания величайших произведений человеческого гения в области искусств, знакомство с которыми отличает человека образованного от необразованного».
В 20-е годы XX столетия в России была предпринята еще одна попытка коренного переустройства школы, введения в ее систему общего художественного воспитания и образования. Единой трудовой политехнической общеобразовательной школы России одна треть учебного времени отводилась посильному производственному труду, одна треть - изучению основ науки и одна треть - предметам художественного цикла.
Изменение культурной ситуации в конце XX столетия обусловило возрождение интереса к проблеме формирования личности в педагогике Западной Европы и США. Немецкие педагоги, опираясь на новые теоретические выводы естественных наук, разработали проект «целостной школы». В центре педагогики целостной школы стоит человек, в котором заложен высший параметр порядка - творческий потенциал. Развитие творческого потенциала учащихся в целостной школе понимается как универсальный подход педагогической науки к решению всех учебно-воспитательных задач. Это обусловливает место и роль «музыки» и «эстетического воспитания» как обязательных предметов в системе общего образования.
В 80-90-е годы активно рассматривается необходимость введения эстетического образования и воспитания во все уровни школьного обучения в США. Проводимые исследования позволяют делать выводы об особой роли искусства в развитии детского мышления, расширения его культурного кругозора, повышения общей успеваемости. Универсальные возможности музыки - фактора духовного единения людей - обуславливают и специфику музыкального воспитания, как диалогового процесса.
Традиционные особенности японской культуры, в частности, иероглифическая письменность, способствуют формированию и принципов художественного мышления, и принципов художественного выражения. Художественное воспитание и образование в Японии осуществляется планомерно и целенаправленно, начиная с детского сада. Японцы всем строем своего жизненного уклада показывают, что при правильном понимании научно-технический прогресс не столь уж неизбежно враждебен человеку и что возможно противостоять его тенденции отдалить человека от самого себя и от природы.
Таким образом, в конце XX столетия осознается особая функция искусства в формировании и развитии личности, что, в свою очередь определяет место и роль общего художественного образования в современной школе.
Актуально о образовании:
Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...
Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...
Исследование составляющей когнитивного развития учеников –
мышления и его связей с учебными достижениями по математике
С целью установления связей между характеристиками мышления и учебными достижениями по математике было проведено исследование в ОМК. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2011 года, в котором были задействованы учащиеся 7-го класса (всего 13 человек). Исследование проводилось в двух направлен ...