Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Страница 3

Гармоничное развитие личности, как претворение образа человека эпохи Возрождения в педагогической практике ХVII столетия, было главной целью. Тем самым «прозревали» и весь дальнейший путь педагогики. Выделение педагогики в самостоятельную форму человеческой деятельности не изменило положения в философии и, отделившейся от нее, эстетике. По-прежнему основные идеи художественного и эстетического воспитания разрабатывались философами и эстетиками . В XVIII веке одной из задач художественного воспитания становится формирование тонкого изысканного вкуса.

Надо сказать, что в XVIII-XIX столетиях человечество в целом находилось под обаянием открытий, совершаемых в естественных науках и необходимость «образовывать» человека посредством изучения точных наук ни у кого не вызывало сомнения. Исследователи пришли к выводу о том, что посредством художественной и эстетической деятельности человек обретет целостность.

Во второй половине XIX столетия системе российского образования удалось сохранять хрупкое равновесие между реальным образованием (в реальных коммерческих училищах) и классическим (в гимназиях). Реальные и коммерческие училища были призваны обеспечить нужды развивающейся промышленности, в гимназиях же формировался слой русской интеллигенции.

Необходимо подчеркнуть, что стремление ввести художественно-эстетическое воспитание в образование как обязательный компонент учебного процесса, отличало не только «низы», но и «верхи»: «Воспитанники средней школы выходят в жизнь без развитого художественного вкуса, без умения наблюдать окружающие их красоты природы и наслаждаться ими, без знания величайших произведений человеческого гения в области искусств, знакомство с которыми отличает человека образованного от необразованного».

В 20-е годы XX столетия в России была предпринята еще одна попытка коренного переустройства школы, введения в ее систему общего художественного воспитания и образования. Единой трудовой политехнической общеобразовательной школы России одна треть учебного времени отводилась посильному производственному труду, одна треть - изучению основ науки и одна треть - предметам художественного цикла.

Изменение культурной ситуации в конце XX столетия обусловило возрождение интереса к проблеме формирования личности в педагогике Западной Европы и США. Немецкие педагоги, опираясь на новые теоретические выводы естественных наук, разработали проект «целостной школы». В центре педагогики целостной школы стоит человек, в котором заложен высший параметр порядка - творческий потенциал. Развитие творческого потенциала учащихся в целостной школе понимается как универсальный подход педагогической науки к решению всех учебно-воспитательных задач. Это обусловливает место и роль «музыки» и «эстетического воспитания» как обязательных предметов в системе общего образования.

В 80-90-е годы активно рассматривается необходимость введения эстетического образования и воспитания во все уровни школьного обучения в США. Проводимые исследования позволяют делать выводы об особой роли искусства в развитии детского мышления, расширения его культурного кругозора, повышения общей успеваемости. Универсальные возможности музыки - фактора духовного единения людей - обуславливают и специфику музыкального воспитания, как диалогового процесса.

Традиционные особенности японской культуры, в частности, иероглифическая письменность, способствуют формированию и принципов художественного мышления, и принципов художественного выражения. Художественное воспитание и образование в Японии осуществляется планомерно и целенаправленно, начиная с детского сада. Японцы всем строем своего жизненного уклада показывают, что при правильном понимании научно-технический прогресс не столь уж неизбежно враждебен человеку и что возможно противостоять его тенденции отдалить человека от самого себя и от природы.

Таким образом, в конце XX столетия осознается особая функция искусства в формировании и развитии личности, что, в свою очередь определяет место и роль общего художественного образования в современной школе.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Диагностика по определению навыков общения
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребен ...

Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан). Тревожность – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Скло ...

Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru