Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Страница 2

Несомненно, древние греки хорошо понимали значение эмоций в воспитании человека. Отсюда доминирование в системе образования предметов, непосредственно воздействующих на формирование и развитие эмоционального отношения к миру - предметов художественного цикла (по современной классификации). Так как музыка а глазах греков сливалась с высшей моральной культурой, они придавали большое значение ее преподаванию.

Таким образом, общая направленность античного образования на «высвобождение естественных возможностей человека» обусловила его художественную доминанту. В процессе исторического развития античной школы происходит смещение центра преподавания от мусических искусств к риторике. Распад полисной системы приводит к вычленению художественного начала из всенародной жизни, искусство начинает восприниматься как досуг, который «безвреден», «приятен» и «благороден». Ведущими искусствами в художественном образовании грека, в период архаики и, отчасти, классики были мусические искусства (музыка, танец, слово), способствующие выявлению сверхличного, коллективного ритма жизни, ибо основная ценность культуры на ранней стадии ее развития - недифференцированная целостность и общность. При этом необходимо отметить, что ведущие искусства художественной культуры античности (пластические) вовсе не являются таковыми в сфере воспитания и образования. Более того, они занимали весьма скромное место в школах Древней Греции, обучение ваянию, живописи в основном было специализированным, подготавливающим к будущей профессии.

Древние греки воспринимали искусство прагматично. Две функции искусства имели большую значимость в культуре античности: эстетическая и воспитательная. «Для древнего грека все, что красиво - правильно, эстетические категории становятся этическими - чтобы человека воспитать правильно, его надо воспитать художественно. Поэтому искусство сводится в основном к воспитательной функции, являясь самодостаточным

.» Отношение к искусству как к средству для достижения педагогической цели было единым.

Таким образом, направленность образования в античности отличает стремление воспитать человека в целом (а не подготовить «узкого специалиста»), развивая те качества личности, которые способствуют преобразованию самой личности. Греки открыли неограниченные воспитательные возможности искусства, в первую очередь музыки, создали такую систему школьного образования, в которой гармонично сосуществовали предметы, формирующие ум, развивающие тело, наполняющие душу.

Культура феодализма, как новый этап исторического развития культуры, отличается от предшествующих ей культур стабильной и жесткой инвариантной структурой. Это первая культура в истории человечества, которая предстает как система субкультур, ибо для феодального общества характерна «строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев», что порождает соответственные культурные модификации. Но это и первый тип культуры с ярко выраженной духовной доминантой, определяющей в цепом направленность развития и субкультур, и самого человека как творца культуры и творимого ею. Высшей ценностью для средневекового человека была его бессмертная душа. Воспитание духовных лиц, обучавшихся в монастырях и соборных школах, являлось основной задачей средневекового образования. Предметы в школах западной церкви разделялись на религиозные и нерелигиозные. Развитие города в эпоху средневековья, приобретаемая городом самостоятельность и свобода рождала потребность горожан иметь образовательные заведения, отвечающие их положению и требованиям. Вследствие этой потребности и возникли городские школы. Рациональная направленность жизни и деятельности горожанина обуславливает отсутствие искусства как предметов преподавания в этих школах.

Крестьяне «образовывались» в церкви, прежде всего, художественно, ибо их общение с Богом происходило посредством художественного слова, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Художественное воспитание и образование в средневековье развивалось. В художественном развитии личности в эпоху средневековья четко прослеживаются две линии. Одна из них связана с воздействием искусства на внутренний духовный мир человека, другая - с гедонистическим восприятием искусства.

Начиная с Возрождения все явственнее проявляется тенденция, наметившаяся уже в античности - видеть идеал личности в образовании ума. В высказываниях итальянских гуманистов о содержании образования, способного сформировать тип идеальной личности, искусство присутствует в основном как форма «изящного досуга». В культуре Ренессанса главным признаком и проявлением человеческой природы объявляется речь, риторика становится царицей всех наук.

Реформация вызывает к жизни новое явление - народные школы. Закладывается фундамент системы общего образования, ибо народные школы предназначались для всех. Музыка в народных школах была обязательным предметом. Новая тенденция культуры - стремление учить всех.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Система инженерного образования в США
Вообще, в США принята многоступенчатая система высшего образования, в соответствии с которой обучение делится на несколько циклов. Первый — undergraduate — продолжается четыре года и завершается получением степени бакалавра. Так как первые два года студенты изучают общеобразовательные дисциплины, о ...

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru