Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе

Новое о образовании » Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки » Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе

Страница 1

Воспитательные средства урока музыки

Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах:

§ во-первых, о месте музыки в жизни человека

§ во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.

Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.

Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и не­разрывно с жизнью связанное». Это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это способность на слух определить характер музы­ки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и ха­рактером ее исполнения, это способность на слух определить ав­тора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе компози­торов и их произведений.

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в на­чальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Про­кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Ра­зумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкаль­ной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому вос­приятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.

Но, отвергая «общие слова», нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздей­ствия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведе­нием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предва­рительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к бо­гатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Ве­ликой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Формирование лексической системности
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Г.А. Ванюхина пишет, что «семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную слово ...

Методика работы с текстовой информацией на уроке и особенности развития творческих навыков при работе с текстом
Методика развития умений работы с текстом включает в себя формирование умений и навыков обработки текста. Наиболее простыми и доступными на уроке являются пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту. В качестве помощи учителю могут использоваться: разделение тек ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru