Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе

Новое о образовании » Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки » Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе

Страница 1

Воспитательные средства урока музыки

Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах:

§ во-первых, о месте музыки в жизни человека

§ во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.

Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.

Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и не­разрывно с жизнью связанное». Это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это способность на слух определить характер музы­ки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и ха­рактером ее исполнения, это способность на слух определить ав­тора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе компози­торов и их произведений.

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в на­чальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Про­кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Ра­зумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкаль­ной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому вос­приятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.

Но, отвергая «общие слова», нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздей­ствия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведе­нием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предва­рительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к бо­гатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Ве­ликой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Самопрезентация личных и профессиональных качеств
Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачи программы. 1. Обучение умениям и навыкам установления контактов. 2. Обучение этике делового взаимодействия. 3. Помощь в обретении собственного речевого стиля. 4. Обучение языку телодвижений. Самое главное в эффективной само ...

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников
С поступлением в школу резко изменяется уклад жиз­ни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положе­ния школьника, новых обязанностей в семье, в коллекти­ве сверстников. Как было отмечено выше, ведущей дея­тельностью младшего школьника станов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru