Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века

Новое о образовании » Зарождение методики обучения биологии в России » Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века

Страница 2

Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

И вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Преобразования возникли не случайно, они были подготовлены всем ходом исторического развития России. Петровские реформы были предопределены. Петр I двинул эти преобразования последовательно и энергично. Государство испытало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII - начале XVIII в. создаются первые светские школы, давшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучению грамоте и счету, школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств.

В 1724 году Петр основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII века ее академиками было сделано много крупных естественнонаучных открытий. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - первый российский ученый - естествоиспытатель мирового значения; С.П. Крашенинников (1711 - 1755) - ученый-натуралист, подробно описавший природу и жителей Камчатки; И.Г. Гмелин (1709 - 1755) - путешественник и натуралист, автор трехтомного труда "Флора Сибири"; Г.В. Стеллер (1709 - 1746) - естествоиспытатель и путешественник, описавший едва ли не последний экземпляр морского животного - стеллерову корову; И.И. Лепехин (1740 - 1782) - путешественник и ученый-натуралист, первым давшим научное описание чернозема; П.С. Паллас (1741 - 1811) - естествоиспытатель и автор первой сводки по позвоночным в России; В.Ф. Зуев (1754 - 1794) - естествоиспытатель и автор первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории" (1786), основанного на материалистическом толковании природных явлений. Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир, учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе и климате, недрах нашей страны. Эти естественнонаучные открытия нашли отражения в содержании школьного обучения.

Зарождение школьного естественнонаучного образования совпало со временем подъема экономической и социально-политической жизни России конца XVIII века. В условиях роста производительных сил, возрастания потребностей развивающегося государства росли и требования к системе образования. В условиях наметившегося подъема сельского хозяйства, промышленности, развития естественных и военных наук появилась острая необходимость в кадрах, грамотных людях, способных применить приобретенные знания в практической жизни. Воспитание и подготовка таких людей становится главной целью педагогической деятельности. В этой связи правительство предприняло попытку создать сеть образовательных школ, дающих знания всем, независимо от сословной принадлежности. Было решено обратиться к иностранному опыту и принять систему обучения, распространившуюся к тому времени в немецких княжествах. Екатерина II лично пригласила в Петербург известного педагога Федора (Теодора) Ивановича Янковича де Мириево, под чьим руководством в Австрии с 1774 года успешно проводилась школьная реформа. Будучи последователем Яна Амоса Коменского, Янкович выступал за реализацию прогрессивных требований школьной дидактики в новой российской школе.

Задача разработки плана реформы и сопутствующих ему материалов была возложена на "Комиссию об учреждении народных училищ", созданную в 1782 году. Главным консультантом этой комиссии, в состав которой вошли видные российские ученые-педагоги того времени (М.Е. Головин, Ф.У.Т. Эпинус и др.), был назначен Янкович. Уже к 1783 году был разработан "Устав народным училищам Российской империи".

Устав был утвержден в 1786 году и предполагал открытие начальных, средних и высших учебных заведении. Спустя год увидел свет и другой официальный документ, в котором были изложены теоретические основы предстоящей реформы - "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи".

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа ее самосовершенствования
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно – по результатам деятельности педагоги ...

Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, соде ...

Приемы, используемые на занятиях
1. Вопросно - ответная форма принимает на этом этапе усложненный характер. Вопросы требуют раскрытия образов, причин, побудивших героев поступать так или иначе. Учащийся отыскивая в книге ответ на вопрос, заданный ему, должен просмотреть всю главу и зачитать наиболее подходящий отрывок или предложе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru