Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии

Новое о образовании » Эмоциональные проявления детей на музыкальные произведения » Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии

Страница 1

Постановка этой проблемы в отечественной педагогике и психологии принципиально отлична. Как по своей социальной целенаправленности, так и по диалектико-материалистическому пониманию процессов развития личности ребенка.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Существенным является положение И.П. Павлова об организме субъекта как о единой целостной системе. Это единство понимается и в смысле взаимосвязанности всех его функций, и в смысле взаимодействия с внешней средой (рефлекторная теория).

Это говорит о том, что внешние воздействия, связанные с музыкой. Вызывают реакцию не только слухового рецептора, но и всего организма в целом. По этому поводу есть отдельные высказывания И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Проведены исследования как зарубежных ученых (Патиун, Бино, Фере и др.), так и отечественных (Догель, Тарханов, Кравцов и др.) общеизвестно также, что еще в древней Греции отмечали различное влияние музыкальных ладов на переживания человека. Считали, например, что фригийский лад вызывает отвагу и храбрость, лидийский – грусть и тоску, эолийский – блаженство, дорийский – торжественность и т.д. А.С. Догель при помощи различных приборов устанавливал учащение и замедление кровообращения, изменение пульсовой волны, изменение в железах внутренней секреции, в поперечно-полосатых мышцах, которые происходили в зависимости от восприятия различных компонентов музыки – звуков разной высоты, мажорного и минорного лада, консонансов и диссонансов, нисходящего и нисходящего движения мелодии, темпа, ритма, динамики, простых и сложных гармоний и т.д. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали, что это происходит в силу ответных реакций организма, его центральной нервной системы. В.М. Бехтерев подчеркивал, что установление причин и механизмов влияния музыки на организм дает знание того, как вызвать или ослабить возбужденное состояние. Ученик Бехтерева П.Н. Анохин еще в 20 – е годы прошлого столетия изучал влияние мажорного и минорного лада на состояние человека. Анохин делает вывод о том, что умелое использование мелодий, ритмов и т.д. может быть фактором, регулирующим состояние людей во время различного времяпрепровождения, в том числе и во время работы.

В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца 19 и начала 20 в. (А. Пузыревский, А. Маслов, А. Карасев и др.) нашли отражение идеалистические теории, с позиций которых дается объяснение процессам музыкального развития. Так, например, по мнению А. Пузыревского, народам, находящимся на низших ступенях культуры, свойственна музыка. В которой доминирует ритм как простейший элемент выразительности, громкое звучание, плясовое, маршевое начало. Подобный характер музыки примитивно влияет своей силой и подвижностью, а не своим содержанием. Такова же и реакция детей на их первых ступенях развития. «Самым маленьким детям, - пишет он, не нужно музыкального содержания: их одинаково удовлетворяет всякий музыкальный шум». Поэтому они предпочитают громкую, веселую музыку и проявляют чуткость к ритму.

Другой характерной чертой высказывания проф. Пузыревского по вопросам музыкального развития является его попытка объяснить характер влияния музыки на переживания ребенка. Он считает, что музыка способна воздействовать скорее физиологически, чем психологически: повышать или понижать деятельность сердца, кровообращения, усиливать жизнедеятельность организма так же, как это сделали бы наркотические средства, но без их вредных последствий. Смысл же эстетического влияния музыки на психику личности сводится к тому, чтобы отвлечь ее от тех трудностей, которыми полна жизнь ребенка из трудовых слоев общества. Толкование взаимодействия внешних влияний и внутреннего процесса развития решается автором с неверных методологических позиций.

В мае 1914 года В.М. Бехтерев выступает с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», ведущей идеей которого является установление определяющей роли внешних воздействий, влияние воспитания на музыкальное развитие ребенка. Эстетическое развитие «обуславливается не только прирожденными, но и приобретенными путем воспитания и жизненного опыта особенностями личности». Но правильно выдвинул вопрос об определяющей роли внешних действий, он строит их содержание в зависимости от биологических проявлений детей. По этому поводу Бехтерев пишет: «…малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие радостную эмоцию и успокоение.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Роль проблемного обучения и его сущность
В данном параграфе мы проследим путь развития проблемного обучения в педагогической теории и практике отечественных и зарубежных педагогов. Еще с древних времен величайшие педагоги всегда искали методические пути преобразования учебного труда в радостный процесс мира, развития умственных сил и спос ...

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Диагностика по определению навыков общения
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru