Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Страница 4

Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.

Поэтому на каждом занятии проводились игры, предлагались задания на освоение данных разделов развития речи.

Нами было замечено, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

На том же занятии про Новый год дети играли в игру «Волшебная цепочка». Её смысл заключается в том, что педагог должен сказать несколько коротких предложений. Например, «Привезли ёлку». Кто-то из детей (по выбору) должен дополнить предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавляет ещё одно слово, и, таким образом предложение удлиняется ещё на одно слово и т.д. Получалась следующая цепочка: «В детский сад из леса привезли зеленую пушистую ёлку». В том же занятии использовалось упражнение «Я начинаю, вы продолжаете». В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов. Это упражнение также послужило детям, как физкультминутка.

Большое внимание уделялось не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто использовались соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

Во время занятия по развитию речи «Рассматривание и сравнение предметов» (Приложение) детям предлагалось развеселить солнышко, ответив на вопросы воспитателя. Педагог предлагал детям подобрать синонимы к прилагательным. Те ребята, которые правильно отвечали на вопросы, могли прикрепить лучик к солнышку. В конце этого задания педагог незаметно переворачивает солнышко другой стороной, где оно улыбается.

На занятии «Как дети в детском саду готовились к Новому году» детям предлагалась игра «Доскажи словечко», детям предлагалось заканчивать строчку стихотворения словом, похожим на слово «снег», а в конце задания вспомнить, сколько слов они назвали, и за каждый правильный ответ положить себе в тарелку фишку-ёлочку.

При рассматривании всех картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову «большая», при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» (Приложение), дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая.

При составлении рассказа по картине «Кошка и котята» дети упражнялись в подбое слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает.

В процессе занятий использовался ещё один приём, который стимулировал речевую деятельность детей. Перед тем, как дети должны были составлять рассказы, им делали установку - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Интеллектуальные нарушения, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при ди ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
В данном параграфе будут рассмотрены формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроках английского языка. Для начала мы опишем основные формы, применяемые нами в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся. Обычно выделяют формы ор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru