В рамках данной работы, следует особое внимание уделить особенностям восприятия детей с нарушениями зрения. Так как при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия.
Итак, по определению восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предметов и др.
Предметность - это отражение в формирующихся образах признаков и функций объектов внешнего мира; она характеризуется отнесением сведений, полученных об объекте, к этому объекту. Предметность - фундаментальное качество восприятия, производными от которого являются все другие качества.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка.
Предметность и избирательность зависят от качества отражения внешних воздействий. У детей со снижением зрения вследствие нарушений механизмов сенсорного отражения предметность восприятия может быть обеднена, что приводит к схематизму зрительных образов. В работах Григорьевой Л. П. отмечается, что уменьшение эмоциональных воздействий на ребенка некоторых признаков объектов (яркость, цвет, контрастность) ослабляет его интересы к зрительной среде, что отрицательно влияет на активность и избирательность восприятия.
Целостность восприятия - формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Это качество восприятия связано с механизмами памяти (сукцессивное или симультанное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа-синтеза, конкретизации). Целостность трактуется, как нерасчлененный образ, в котором не вычленяются элементы и взаимоотношения между ними. Комплекс взаимосвязанных признаков первого уровня составляет отличительный признак объекта, относящегося к определенному классу. Этот интегральный отличительный признак используется в процессе опознания знакомого объекта.
Структурность и детальность обусловлены способностью индивида использовать знания общих свойств данного класса объектов в процессе восприятия одного из них.
При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности определяет фрагментарность восприятия, неполное и неточное отражение в сознании внешнего мира. Кроме того, существенно изменяется структурность и детальность восприятия, что обусловлено нарушением механизмов различения сенсорных признаков.
В исследованиях Л.П. Григорьевой получены экспериментальные данные, свидетельствующие о существенном снижении вероятности правильного различения признаков изображений, что нарушало симультанность формирования и опознания зрительных образов у слабовидящих детей. Эти данные обосновывают необходимость управляемого формирования зрительных образов в ходе специального перцептивного обучения детей с низким зрением.
Перцептивная константность - это качество восприятия, определяющее способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентации, местоположения, движения и других переменных факторов. В основе перцептивной константности лежит относительно константное восприятие формы, величины, цвета и других признаков объектов при изменении условий их предъявления. Восприятие формы константно при изменении угла зрения, под которым рассматривается объект. Различение окраски поверхностей относительно независимо от спектрального состава света. Таким образом, перцептивная константность - несоответствие между физическим воздействием на глаз и результатом восприятия.
У слабовидящих детей диапазон константного восприятия в разной степени сужается, как замечает Л.П. Григорьева.
Апперцепция - опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому и т.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие. Это качество реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента. Актуализация имеющихся у ребенка представлений и знаний, сформированных ранее, обусловливает осознание воспринимаемого. Качество апперцепции тесно связано с качеством антиципации.
Актуально о образовании:
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...
Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для ...
Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...