Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Страница 2

Наблюдения за слабовидящими детьми свидетельствуют о недостаточном уровне развития их внимание. Уменьшенное количество раздражения при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеванию внимания.

Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнение с нормой, снижение объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности.

У слабовидящих школьников слабее, чем у нормальной видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.

Отмеченные выше особенности позитивных процессов у слабовидящих детей накладывают специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых является нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений. Земцовым М.И. выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажения элементов букв, их неправильное расположения относительно друг друга в словах, строках. Однако об этом более подробно мы рассмотрим далее.

С первых дней учебы и ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка и др. К тому же первоклассников трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук. Эти же факторы сказываются на отсутствии интереса к учебной работе и вызывают снижение мотивационной стороны познавательной деятельности.

Нарушения социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности, отмечает исследователь Литвак А.Г. Среди них некоторые изменения в динамике потребностей, связанных с затруднением их удовлетворением: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эксцентричность, эгоизм, отсутствие чувств долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие самостоятельности, чувства нового).

Теоретически и экспериментального доказано, что расстройства речи слабовидящих детей является сложным дефектом, в котором прослеживается определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложены по стенки выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где по определению Г.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

Выделяются четыре уровня сформированности речи у этой категории детей. У многих детей имеющих системные нарушения, при которых имеются расстройства речи как целостной функциональной системы и совместное нарушение ее ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического). В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предположений.

Таким образом, наличие обширно представленных системных нарушений речи, затрагивающих те или иные речевые компоненты, обусловлено влиянием полиморфности факторов, по – разному взаимодействующих между собой и создающих значительно более сложный дефект, чем у зрячих детей.

Изучение нарушений речи у слабовидящих младших школьников как сложного дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но и множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического обследования. Своеобразие комплексной и многофакторной методики заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учетом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а, следовательно, и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обследования.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Связь цели и содержания воспитания
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или ...

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru