Анализ результатов опытно – экспериментальной работы

Страница 2

Для наглядности результаты изображены на Диаграмме 2.3.2.

Диаграмма 2.3.2. Уровень сформированности самостоятельности экспериментального класса на начало и конец исследования

Как видно из диаграммы и таблицы уровень самостоятельности учеников 1 класса на начало и конец исследования изменился. Повысился показатель сформированности изучаемого качества на высоком уровне. На начальном этапе исследования он составлял 19%, к концу эксперимента повысился до 31%. Показатель среднего уровня самостоятельности остался без изменений, зато показатель низкого уровня сформированности самостоятельности снизился. В начале нашего эксперимента составлял 37%, а к концу исследования составил 25%. Такие изменения связаны с тем, что у отдельных учеников (Даши Е.,Никиты М.,), после проведенной работы повысился уровень изучаемого качества. Стал значительно ниже показатель самостоятельности сформированный на низком уровне. Это связано с тем, что например такие ученики как Светлана Н. и Игорь Д. повысили свой уровень самостоятельности, за счет проделанной работы.

Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

1. Особое значение для развития младших школьников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, закрепляет жизненно полезную личностную черту – самостоятельность.

2. Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике разнообразных методов обучения и современных педагогических технологий (групповые формы работы учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.

3. Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

4. Общая логика формирования самостоятельности состоит в движении от действия к способности. Формирование самостоятельности происходит при построении, организации человеком своих действий, и только позднее можно говорить о самостоятельности как о качестве личности, не зависимом от конкретной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что процесс формирования самостоятельности осуществляется успешно, если происходит опора на собственную активность школьника, включение его в систему основных видов деятельности. При этом очень важно, чтобы поле деятельности ребят постепенно расширялось, а дела, в которых участвуют дети, усложнялись. Конечно, самостоятельность как интегративное качество у младших школьников полностью еще не сформировано и каждый ее признак может выполнять свою функцию лишь во взаимосвязи с другими качествами личности. Относительно младшего школьного возраста специалисты говорят о формировании предпосылок, необходимых для всестороннего развития личности. Предпосылки на каждой ступени психологического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение.

Интенсивность развития нашего общества, его демократизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.

Работу по формированию самостоятельности необходимо целенаправленно вести в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы формирующейся личности, формируются ведущие качества.

Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.

Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия "самостоятельность", которое рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. В ходе исследования были определены условия формирования самостоятельности младших школьников в деятельности. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников педагогические условия, способствующие формированию самостоятельной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, стимулы, связанные с интересным содержанием задания, успешным выполнением самостоятельной деятельности, доброжелательными отношениями, которые складываются между учениками и учителем в деятельности, посильностью работы и оценкой ее результатов. Были разработаны рекомендации для родителей и учителей. Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Действительно, формирование самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась. Общая логика формирования самостоятельности состоит в движении от действия к способности. Формирование самостоятельности происходит при построении, организации человеком своих действий, и только позднее можно говорить о самостоятельности как о качестве личности, не зависимом от конкретной деятельности.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...

Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...

Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru