Методика "Нерешаемая задача"
Цель: Выявить уровень самостоятельности учащихся.
Детям было предложено решить задачу-головоломку (сначала ту, которую решить легко, а затем такую, которая не решается). При решении наблюдать за детьми и засечь время: сколько минут они действовали самостоятельно; когда обратились за помощью; кто сделал сразу; кто пытался решать до конца; кто, поняв, что решить не могут, бросили работу и т.д.
На основе методики делаются выводы:
1) Высокий уровень - школьники работали самостоятельно, не обращались за помощью к учителю;
2) Средний уровень - работали самостоятельно 10-15 минут, затем обратились за помощью;
3) Низкий уровень - поняв, что решить не могут, бросили работу.
После проведения методики мы получили следующие результаты:
19 % ребят работали самостоятельно и не обращались за помощью к учителю. 10 – 15 минут работали самостоятельно, а затем обратились за помощь 45% учеников. 36 % ребят поняли, что решить не могут и бросили работу. Для наглядности результаты методики отражены в Приложении 4.
Самооценка – компонент сознания, включающий наряду со знанием о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное соизмерение и соотношение своих возможностей, действий, качеств и поступков с предъявляемыми жизнью требованиями.
Для того чтобы рассмотреть как учащиеся начальных классов оценивают свой уровень сформированности самостоятельности использовали методику "Оценка собственной самостоятельности". Цель данной методики определить уровень оценки собственной самостоятельности. Для этого ученикам было предложено перерисовать пятиступенчатую лесенку, на вершине которой якобы стоит самый самостоятельный человек, а внизу самый несамостоятельный. Оговаривается что такое самостоятельность и какого человека можно назвать самостоятельным или несамостоятельным. Затем предлагается задание "А теперь необходимо "точкой" обозначить на какой ступеньке стоишь ты". Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки. Одновременно и учителю предлагается оценить проявление самостоятельности учащихся по пятибалльной шкале. Если самостоятельность проявляется в деятельности всегда, получает 5 баллов. Не всегда, но достаточно часто – 4 балла. Иногда проявляется, иногда нет – 3 балла. Проявляется редко – 2 балла. Совсем не проявляется – 1 балл. Уровни самостоятельности определяются следующим образом: 5 баллов – высокий уровень, 4 балла – средневысокий, 3 балла – средний, 2 балла – средне - низкий, 1 балл – низкий.
После проведения методики "Оценка собственной самостоятельности" мы сопоставили выбор ученика с мнением учителя, чтобы посмотреть насколько критично подходят учащиеся к оценке своего волевого качества. Если оценка ученика и учителя совпала - мы говорим об адекватной самооценке исследуемого качества. Если оценка волевого качества ученика выше, чем оценка учителя это говорит о неадекватной, завышенной самооценке. Если же ученик оценил проявление волевого качества ниже, чем учитель это говорит о неадекватной, заниженной самооценке. Результаты методики представлены в таблице 2.1.1
Таблица 2.1.1. Сопоставление оценки учителя и самооценки ученика по проявлению самостоятельности
Фамилия, имя |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Даша Е. |
3 |
3 |
Максим Д. |
3 |
2 |
Никита М. |
3 |
3 |
Алеся В. |
4 |
4 |
Каролина К. |
4 |
3 |
Андрей К. |
3 |
2 |
Никита П. |
2 |
2 |
Артем М. |
3 |
3 |
Илона М. |
5 |
5 |
Алексей Л. |
3 |
2 |
Диана Ш. |
5 |
5 |
Игорь Д. |
3 |
2 |
Кристина К. |
4 |
4 |
Татьяна К. |
4 |
3 |
Елена Б. |
5 |
5 |
Светлана Н. |
3 |
2 |
Актуально о образовании:
Роль математики в формировании пространственного
мышления учащихся основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...
Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные
произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...
Общая наука о человеке как основа педагогики
Все вальдорфские учителя перед началом работы в школе должны были пройти курс лекций "Общая наука о человеке как основа педагогики" о связи важнейших душевных функций человека с физиологическими процессами. "Эту книгу можно назвать сборником упражнений, научным текстом для медитации… ...