Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Страница 4

Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.

Важное значение, в формировании самостоятельности младшего школьника, по мнению Г.С.Поддубской, играет семья. Ведь между уровнем самостоятельности школьника и характером помощи, мерой руководства самостоятельной деятельностью детей в семье существует самая тесная зависимость. В связи с этим для обеспечения единой позиции семьи и школы в формировании ведущих качеств личности младшего школьника, родители должны: привлекаться к сотрудничеству с детьми; создавать гуманный стиль взаимоотношений в семье с учетом "принципа меры", при котором должно быть сочетание ласки и строгости, близости к детям и "расстояния", самостоятельности ребенка и помощи старших; создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка; вводить систему постоянных трудовых поручений в семье; вовлекать детей в различные виды бытового труда по самообслуживанию (уборки, покупки, приготовление пищи, простейший ремонт одежды, выращивание растений, уход за младшими и другие).

С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возраста. Ребенку необходимо поручать, больше дел выполнять самостоятельно и, при этом, больше ему доверять. Приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно. Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда.

Таким образом, все вышеперечисленные пути, средства, формы и методы воспитания самостоятельности, при их систематичном, правильном использовании формируют у учащихся изучаемое нами качество.

Анализируя педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования можно отметить следующее:

Понятие "самостоятельность" лишена однозначности, существует множество разных определений данного качества. Исследуемое нами качество рассматривают как свойство, качество, черту характера, интегральное, стержневое качество, способность к действию. Наличие разнообразных точек зрения свидетельствует о многообразии изучаемого феномена.

Проблеме формирования самостоятельности младшего школьника посвящено ряд работ, в которых изучаемое качество исследуется в отдельных или нескольких видах деятельности.

Формирование самостоятельности происходит на разных возрастных этапах, и каждый период возрастного развития, по данным психологов, характеризуется особенностями, детерминированными психическими новообразованиями. Младший школьный возраст в этом плане не представляет исключения. В это время происходит наиболее интенсивное усвоение моральных норм и правил поведения, закладываются и развиваются многие ведущие качества личности, составляющие ее фундамент в последующие годы обучения и воспитания, в том числе и самостоятельность.

Для формирования изучаемого качества в данном возрасте существует множество форм, методов, путей и средств. При их правильном, целенаправленном, непрерывном использовании, а также при активности самого школьника происходит формирования самостоятельности.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, соде ...

Возрастные особенности формирования учебной деятельности
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьни ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru