Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Страница 3

Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Н.К.Крупская в статье ''Методика задавания уроков на дом'' писала: ''Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками’’.

Детскую самостоятельность специалисты рассматривают в процессе ее формирования. "В школьной практике, - отмечает А.А.Люблинская,- самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого". Автор считает, что учитель должен найти разумное сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности учащихся. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить ребенка перед необходимостью принять самостоятельное решение, постоянно контролировать и оценивать результаты своей работы.

Педагог, формирующий самостоятельность младших школьников, способствует благоприятной ситуации развития ребенка, выстраиванию его жизненных перспектив, т.е. реализует цель воспитания, ибо результатом его педагогической деятельности предстает личность ученика как "активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя".

Как считает В.Б.Леонтьева действенным методом в формировании самостоятельности детей данного возраста играет подготовка и проведение праздников, которая дает возможность проявления инициативы, творчества и самостоятельности.

Большие возможности для развития и проявления самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе.

По мнению З.Л.Шинтарь важное значение в формирование самостоятельности младшего школьника имеет взаимодействие педагога и ученика. Ребенок может самостоятельно налаживать совместную деятельность, если что-то не в состоянии выполнить индивидуально. Примером такого вида детской самостоятельности служат вопросы ребенка взрослому. В этом случае стоит вести речь о самостоятельности как проявлении инициативы ребенка в построении учебных отношений с учителем. Самостоятельность выступает инициативным действием ребенка навстречу педагогическому воздействию.

Представлены как минимум три основных типа совместной деятельности учителя и учащихся. Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как носитель социально заданной суммы знаний, умений, навыков, которые ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при строгом контроле со стороны педагога. В этом типе совместной деятельности едва ли можно разглядеть источники самостоятельности ребенка.

При втором типе совместной деятельности образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму ̶ приобретает вид разного рода задач, которые предлагаются ребенку. При этом происходит имитация поиска и принятия решений. При такой совместной деятельности задача полноценного усвоения культуры, обеспечивающего духовный рост ребенка не поддается решению: хотя форма представления образовательного содержания и претерпевает известное изменение, между ребенком и взрослым не складываются развернутые отношения.

Третий тип совместной деятельности радикально отличается от первых двух: ребенку не известен принцип решения поставленной перед ним задачи, взрослого интересует путь поиска и открытия этого принципа детьми. В контексте третьего типа совместной деятельности становиться возможным творческое приобщение ребенка к культуре, его самостоятельное действие.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей III-го класса, в количестве 15 человек, Лотошинской средней образовательной школы Лотошинского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице. Таблица 2.1. Социометрическая матрица результатов выборов Имена учеников ...

Диагностика по определению навыков общения
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребен ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией мы также применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности». Полученные результаты эксперимента занос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru