Задачи экспериментальной работы:
-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников;
-организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента;
-организация творческой деятельности на разном материале на занятиях по художественному труду.
-количественный и качественный сравнительный анализ результатов творческой экспериментальной деятельности;
-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на повышение уровня развития творческих способностей детей.
Работа проводилась с использованием следующего материала: природного материала, бумаги, картоны, бисер, текстильный материал и фурнитура.
Прежде всего, для работы с учащимися мы определили круг необходимых теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении. Эти сведения включают:
-единство функции и формы
-соответствие формы и материала
-соответствие формы и цвета
-знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.
Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы, материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в изделии.
Важно постоянно анализировать детские работы, чтобы определить отставание отдельных учеников, а также оценивать их работы. Учителя часто формально подходят к данному этапу урока, что является ошибкой. Уже с первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Весь класс следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожным с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. Нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.
Наш класс с легкостью справился с этим заданием, показав неплохой уровня развития воображения.
Проводили анализ детских работ по следующим параметрам:
По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, какой творческий подход был использован в создании образа. На сколько характерно выдержан образ.
По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?
По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?
Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.
По эмоционально-эстетическому отношению к работе. Насколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные)?
Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик?
Как он сам оценивает свою работу и работы других?
По уровню творческой деятельности.
Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс?
Насколько он сумел проявить свое личностное видение?
Практические задания выполняются индивидуально или в группах, иногда с предварительным обсуждением и обязательно с оценкой (проверкой) результата. Ряд заданий можно предложить учащимся для домашней проработки.
«Наблюдение»
Этот блок заданий формирует деятельность наблюдения, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий:
прочти схему, объясни ее выполнение, найди черты сходства и различия предлагаемых изделий;
выдели и назови приемы, использовавшиеся при создании данного изделия;
выдели части целого, определи их количество
Актуально о образовании:
Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на
каждом этапе онтогенеза
Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теори ...
Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...
Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...