Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Страница 4

-потребностно-мотивационный, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов самосовершенствования младших школьников в учебной деятельности;

-содержательно-операционный, определяющий сформированность у учащихся знаний, умений, навыков, способов осуществления учебной деятельности;

-эмоционально-волевой, обуславливающий устойчивость применения учеником учебной деятельности для самосовершенствования.З.Л. Шинтарь).

Внешняя сторона названных компонентов содержательно проявляется как в ведущем виде деятельности (учебной), так и в других видах (игровой, трудовой) деятельности младшего школьника. К примеру, в учебной деятельности, осознавая уровень своей успешности школьник без побуждения или принуждения извне обращается за помощью или с предложениями взаимодействия к учителю и одноклассникам, т.е. инициативно выходит за пределы организуемой учителем учебной деятельности. Осуществив контроль и оценив результаты ( положительные или отрицательные), не останавливается на достигнутом, а продолжает деятельность.

Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно ̶ мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Таким образом, о сформированности самостоятельности ученика учитель судит по ее внешним проявлениям, а их предпосылкой выступают формируемые внутренние компоненты. Интегративная сущность самостоятельности определяет интегративный подход к ее формированию. Интегративный характер самостоятельности младших школьников определяет динамику ее формирования, " когда сам учащийся по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в планомерного соучастника, в субъект педагогической взаимодеятельности".

На основе анализа и обобщения определений, предлагаемых различными авторами мы рассматриваем самостоятельность как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. А также независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Характеристиками самостоятельности могут быть названы: независимость, решительность, инициативность. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Методика работы с техническими средствами обучения
Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройст ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru