Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Страница 4

-потребностно-мотивационный, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов самосовершенствования младших школьников в учебной деятельности;

-содержательно-операционный, определяющий сформированность у учащихся знаний, умений, навыков, способов осуществления учебной деятельности;

-эмоционально-волевой, обуславливающий устойчивость применения учеником учебной деятельности для самосовершенствования.З.Л. Шинтарь).

Внешняя сторона названных компонентов содержательно проявляется как в ведущем виде деятельности (учебной), так и в других видах (игровой, трудовой) деятельности младшего школьника. К примеру, в учебной деятельности, осознавая уровень своей успешности школьник без побуждения или принуждения извне обращается за помощью или с предложениями взаимодействия к учителю и одноклассникам, т.е. инициативно выходит за пределы организуемой учителем учебной деятельности. Осуществив контроль и оценив результаты ( положительные или отрицательные), не останавливается на достигнутом, а продолжает деятельность.

Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно ̶ мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Таким образом, о сформированности самостоятельности ученика учитель судит по ее внешним проявлениям, а их предпосылкой выступают формируемые внутренние компоненты. Интегративная сущность самостоятельности определяет интегративный подход к ее формированию. Интегративный характер самостоятельности младших школьников определяет динамику ее формирования, " когда сам учащийся по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в планомерного соучастника, в субъект педагогической взаимодеятельности".

На основе анализа и обобщения определений, предлагаемых различными авторами мы рассматриваем самостоятельность как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. А также независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Характеристиками самостоятельности могут быть названы: независимость, решительность, инициативность. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...

Дробные факторные планы испытаний. Планирование испытаний
Можно сократить число испытаний, если от ПФП перейти к дробным факторным планам, или дробным репликам от полного факторного эксперимента. При переходе от ПФП к ДФП важно сохранить ортогональность матрицы планирования. С этой целью в качестве реплики (ДФП) пользуются ПФП для меньшего числа факторов. ...

Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru