Жизненный опыт всех предшествующих поколений кристаллизированный в нравственных ценностях человечества, помогает младшему школьнику овладеть умением самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром на нравственной основе. Суть нравственной основы самостоятельности в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, творить благо, преодолевать затруднения. В содержательном плане самостоятельность, в силу сложности качества, носящего интегративный характер, включает в себя элементы таких близких по содержанию, но имеющие отличительные оттенки качеств, как организованность, исполнительность, инициативность, прогностичность (умение видеть результаты своих собственных действий и поступков), а также навыки самоконтроля и самооценки поведения. По существу эти качества в совокупности создают самостоятельность и одновременно являются ее признаками, каждый из которых выполняет определенную функцию в формировании целостного качества.
Анализ интегративных качеств показывает, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Нельзя воспитывать сложное, не сформировав простые элементы, из которых оно состоит. Все сложные общественно-политические качества формируются на основе простых, фундаментальных общих качеств человека. Решительность как волевое качество формируется на основе развития самостоятельности, требовательности к себе, волевой активности личности. Таким образом, все сложные специфические и критериальные качества тоже формируются на основе интегративных.
Учеными и педагогами-практиками доказано, что начальная школа призвана обеспечивать основы формирования личности, выявлять и развивать способности детей, вырабатывать у них умение и желание учиться. Решить эти задачи невозможно без опоры на самостоятельную деятельность учащихся.
Она широка и многогранна в начальной школе в случае умелой ее организации учителем. В связи с этим в литературе можно найти описание различных видов самостоятельности, исходя из рассмотрения ее как 1) способа организации человеком своих действий и деятельности; 2) способности индивида управлять своей деятельностью.
Самостоятельность младших школьников в литературе представлена:
- познавательной самостоятельностью, об уровне сформированности которой у ребенка судят по диапазону умений выполнять разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, обеспечивающие решение различных по сложности и предметной направленности задач (М.А.Данилов) .
-умственной самостоятельностью, понимаемой как условия овладения приемами и способами умственной деятельности (В.В.Давыдов) , П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)
- самостоятельной деятельностью, которая возникает по инициативе детей на основе достаточно развитых навыков, умений, знаний, обобщенных способов решения задач (П.И.Пидкасистый ).
Интегративная сущность самостоятельности, согласно психологам, отражается в единстве двух ее сторон: внутренней и внешней (Л.И. Божович и др.). добавить сноску божович личность и ее формирование в детском возрасте
Внутреннюю сторону самостоятельности составляют ее психологические компоненты:
Актуально о образовании:
Задачи физического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Основной задачей физического воспитания, как и воспитания вообще в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Система работы в МДОУ "Колокольчик" предусматривает обязательное планомерное и систематическое воздействие на ребенка средствами физического воспитания. ...
Характеристика знаний и отношений детей к немецкой культуре
Экспериментальная часть работы проводилась на базе начальной школы №53, в классе продлённого дня, (дети 6–7 лет, 20 человек). Задачи констатирующего этапа 1. Выяснить отношение родителей к обучению детей немецкому языку. 2. Выявить знания и интерес детей к немецкой культуре. С этой целью проводилос ...
Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения
его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...