Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Страница 3

Жизненный опыт всех предшествующих поколений кристаллизированный в нравственных ценностях человечества, помогает младшему школьнику овладеть умением самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром на нравственной основе. Суть нравственной основы самостоятельности в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, творить благо, преодолевать затруднения. В содержательном плане самостоятельность, в силу сложности качества, носящего интегративный характер, включает в себя элементы таких близких по содержанию, но имеющие отличительные оттенки качеств, как организованность, исполнительность, инициативность, прогностичность (умение видеть результаты своих собственных действий и поступков), а также навыки самоконтроля и самооценки поведения. По существу эти качества в совокупности создают самостоятельность и одновременно являются ее признаками, каждый из которых выполняет определенную функцию в формировании целостного качества.

Анализ интегративных качеств показывает, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Нельзя воспитывать сложное, не сформировав простые элементы, из которых оно состоит. Все сложные общественно-политические качества формируются на основе простых, фундаментальных общих качеств человека. Решительность как волевое качество формируется на основе развития самостоятельности, требовательности к себе, волевой активности личности. Таким образом, все сложные специфические и критериальные качества тоже формируются на основе интегративных.

Учеными и педагогами-практиками доказано, что начальная школа призвана обеспечивать основы формирования личности, выявлять и развивать способности детей, вырабатывать у них умение и желание учиться. Решить эти задачи невозможно без опоры на самостоятельную деятельность учащихся.

Она широка и многогранна в начальной школе в случае умелой ее организации учителем. В связи с этим в литературе можно найти описание различных видов самостоятельности, исходя из рассмотрения ее как 1) способа организации человеком своих действий и деятельности; 2) способности индивида управлять своей деятельностью.

Самостоятельность младших школьников в литературе представлена:

- познавательной самостоятельностью, об уровне сформированности которой у ребенка судят по диапазону умений выполнять разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, обеспечивающие решение различных по сложности и предметной направленности задач (М.А.Данилов) .

-умственной самостоятельностью, понимаемой как условия овладения приемами и способами умственной деятельности (В.В.Давыдов) , П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)

- самостоятельной деятельностью, которая возникает по инициативе детей на основе достаточно развитых навыков, умений, знаний, обобщенных способов решения задач (П.И.Пидкасистый ).

Интегративная сущность самостоятельности, согласно психологам, отражается в единстве двух ее сторон: внутренней и внешней (Л.И. Божович и др.). добавить сноску божович личность и ее формирование в детском возрасте

Внутреннюю сторону самостоятельности составляют ее психологические компоненты:

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети»
Прежде чем говорить о понятии «трудный ребёнок», нужно иметь представление о том, кого и на каком основании можно считать ребенком. В соответствии с Семейным Кодексом РФ, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку ...

Проблема ошибочности устной и письменной речи школьников
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механиче ...

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru