Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Страница 2

Как видим, трактовка понятия "самостоятельность" лишена однозначности, существует множество разных определений данного качества. Самостоятельность можно рассматривать как свойство, качество, интегральное, стержневое качество личности, черту характера, способность к действию. Таким образом, характеристиками самостоятельности могут быть названы: независимость, решительность, инициативность, а самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Все качества личности в соответствии с этикой и психологией делятся на общие (обеспечивают связь подструктур), нравственные (отражают социальную характеристику личности), интеллектуальные (умственные, характеризующие сознание и самосознание), волевые и эмоциональные (саморегуляция личности). В каждой группе выделяют интегративные базисные качества, от которых зависит ценность всего комплекса внутреннего мира человека: пять основных качеств интеллекта, нравственности, воли и чувств. Они во взаимосвязи образуют весь остальной многообразный фонд личностных качеств. В разработанной карте воспитанности А.И.Кочетовым отражен перечень ведущих качеств личности. Сама самостоятельность является сложным интегративным качеством. Она включает в себя организованность, инициативность, самоконтроль, самооценку, прагностичность.

Как качество личности самостоятельность стала предметом изучения недавно и связывается с понятием " субъект обучения". Младший школьник как субъект обучения - это носитель учебной деятельности, ему принадлежат ее содержание и структура, активно участвуя в ней вместе с другими детьми и учителем, он проявляет субъектность.

Ученые отмечают, что самостоятельность всегда проявляется там, где человек способен сам увидеть объективные основания для того, чтобы проявить активность. На неразрывную связь активности и самостоятельности указывали многие ученые. В.В.Давыдов, например, утверждал, что субъектность ребенка позволяет ему успешно самостоятельно осуществлять ту или иную деятельность. Активность при этом понимается как категория более общая по отношению к самостоятельности: можно быть активным, но не самостоятельным, самостоятельность же без активности не возможна.

Применительно к младшему школьнику, исходя из концепции доминирующих (базовых) качеств личности и их целостного формирования, самостоятельность можно определить как интегративное нравственно – волевое качество. И.Ф.Харламов отмечает структурное единство всех нравственных качеств: "Любое качество как динамическое личностное образование в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты: во-первых, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения; во-вторых, понимания нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); в-третьих, закрепленные навыки, умения и привычки поведения; в-четвертых, волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях. Указанные структурные компоненты присущи всякому нравственному качеству, будь это трудолюбие или коллективизм, дисциплинированность или товарищество, хотя конкретное содержание и проявление этих качеств будет, безусловно, специфическим".

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Работа с одаренными детьми в лицее
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серь ...

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века
На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Так, в 1648 году боярин Федор Ртищев на свои средства открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 году ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открывает школу. Наряду с грамматикой и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru