Мотивационная основа учебной деятельности

Новое о образовании » Формирование учебной деятельности учащихся » Мотивационная основа учебной деятельности

При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необходимо выяснить механизм взаимодействия учителя и учащегося, механизм структурирования учебной деятельности. При определении процесса обучения все педагоги сходятся в том, что он представляет собой единство двух деятельностей: преподавателя и учащегося. Но в дидактических пособиях процесс обучения часто рассматривается или как процесс преподавания, или как процесс учения и лишь затем предпринимаются попытки исследовать их в единстве. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, велись исследования совместной деятельности обучаемого и обучающегося, при детальном анализе оказывалось, что взаимодействие между ними практически не рассматривалось.

Таким односторонним подходом страдают многие методики преподавания учебных предметов, в которых довольно детально описываются только действия преподавателя. Выходит, что деятельность учителя должна вызывать соответствующую деятельность учащегося как само собой разумеющуюся. «Когда я говорю, вы должны слушать!» – часто обращается учитель к учащимся. Поставим себя на место ученика. «Почему я должен слушать учителя?!» – недоумевает он. Традиционная структура урока предусматривает такие действия преподавателя: спросить, объяснить, закрепить – и соответствующую им деятельность учащихся: отвечать, слушать, исполнять. Но здесь и близко нет учебной деятельности, результатом которой является общее развития ученика. При таком подходе, когда идут от деятельности преподавателя, не учитываются закономерности учебной деятельности, а значит, не способствуют развитию учащихся. Сотвори самого себя – вот что должно просвечиваться в каждой ситуации процесса обучения, в каждом акте учебной деятельности. Эта мысль обращает внимание на то, что взаимодействие педагога и учащихся в значительной мере обусловливается характером учебной деятельности учащегося, а не учителя. Поэтому, рассматривая взаимодействие педагога и учащихся, нужно не идти от предписаний педагогических действий, а строить эти действия согласно закономерностям структурирования учебной деятельности, в соответствии с ними. Здесь задача, в отличие от методик преподавания, заключается в том, чтобы выявить мотивационную основу деятельности учащегося, ибо она цементирует в целое учебную деятельность. Мотивационная основа учебной деятельности представляет собой определенную последовательность мотивационных состояний, постоянно побуждающих деятельность в целом, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Поэтому наш подход заключается в изучении деятельности не на макроуровне, а в определенном смысле на микроуровне, когда рассматриваются «микрообласти» мотивационной основы учебной деятельности.

Описание мотивационной основы деятельности представим, как того требует методология, по следующей схеме: нерасчлененное целое - анализ объекта – вторичный синтез. Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации – осознание смысла предстоящей деятельности – осознанный выбор мотива – целеполагание – стремление к цели (осуществление учебных действий) – стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) – самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Проанализируем представленную нами структуру.

Сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации. Для включения в деятельность, для выполнения задания учащемуся необходимо сосредоточить свое внимание на учебной ситуации, переключить на нее свои интересы, цели и мотивы, затормозить побуждения, отвлекающие от урока. Внимание, то есть способность сосредоточиться на усвоении заданных объектов, – это необходимое условие всех познавательных процессов, по словам К.Д. Ушинского, единственные ворота, через которые знания могут проникнуть в сознание человека. Главными структурными объектами внимания являются основной объект восприятия (или «фигура») и «фон». Фигура восприятия – это то, что психика выделяет из многообразия действительности, это сущность изучаемого вопроса. Все остальное в потоке информации составляет фон. Важнейшим фактором восприятия является степень контрастности фигуры и фона. Материал, изучаемый учащимися, не обладает достаточной контрастностью, сливается с фоном и остается невоспринятым. Так, на уроке физики при изучении закона Бойля–Мариотта элементы биографии Бойля и Мариотта, трубочка с ртутью из опыта ученых, независимость открытия закона этими учеными – все это только фон. Зависимость же между определенными параметрами газа является основным объектом изучения – фигурой. На уроке очень важно ее контрастировать. Если при опросе выясняется, что учащиеся много говорят о Бойле и Мариотте, о приборах и поверхностно, – об изученной на уроке зависимости, значит, неправильно было сосредоточено внимание учащихся. Вывод для учителя: более эмоционально, наглядно выделять основной объект изучения.


Актуально о образовании:

Классификация ошибок наиболее часто встречающихся у учащихся 5-6 классов
Во время пассивной практики, на 3 и 4 курсе, а также при посещении уроков, которые давали студенты педагогического университета, мы провели предварительные исследования, постаравшись выявить наиболее характерные ошибки, которые делают при продуцировании в устном и письменном высказывании учащиеся 5 ...

Анализ условий организации проблемного обучения в начальной школе
На уроках по двум основным учебным дисциплинам — язык и математика — дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совс ...

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru