Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности младшего школьника

Страница 4

Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе необходимо обращать внимание на активное воспроизведение учебного материала, т.е. использование его как средства контроля. К.В.Бардин считал, что одной из основных причин неуспеваемости является несформированность общих учебных умений и навыков. Отсутствие рациональных приемов выполнения заданий, игнорирование контроля или отсутствие его родителями продолжительный период времени, по мнению психолога, отрицательно влияет на успеваемость учащихся.

Правильный и своевременный контроль способствует сокращению продолжительности выполнения заданий.

Великий русский полководец А.В.Суворов говорил: «небрежный человек все делает вдвойне». Действительно, правильная организация учебного труда предполагает не только планирование работы, правильное распределение времени, разумное использование умственной активности. Огромное значение имеет осуществление самоконтроля. Своевременная самопроверка, нахождение ошибок в работе и ранее их устранение значительно сокращает сроки выполнения заданий. Применение текущего контроля в данном случае играет решающую роль.

Совершенствование умения контролировать учебную деятельность способствует развитию мышления учащихся.

В наибольшей степени развитию мышления учащихся способствует текущий индивидуальный контроль. По мнению А.С.Лынды, текущий контроль включает в себя сравнительный анализ, регулирует выполняемую работу, способствует совершенствованию способов ее выполнения. Иначе говоря, обучение приемам самоконтроля способствует развитию мышления учащихся.

Умение контролировать свою работу играет важнейшую роль в самостоятельной работе учащегося.

При выполнении домашних заданий младший школьник сталкивается с большим числом проблем, которые не всегда бывают предусмотрены учителем в классе. В процессе выполнения учащийся не может сразу получить квалифицированную помощь, которая обеспечена ему на уроке. Выполнение домашнего задания требует умения контролировать свою работу, находить в ней ошибку и самостоятельно устранять их. Иначе говоря, ученику необходимо владеть целым комплексом умений и навыков, позволяющих не только справиться с заданием , но и осуществлять самостоятельно и продуктивно контроль за своей работой, как в процессе его выполнения, так и по окончанию.

Навык самоконтроля является важнейшим компонентом самообразования.

Для самостоятельного овладения знаниями необходимо овладеть комплексом общих учебных умений и навыков, позволяющих учащемуся быстро и четко определить источники (где рассматривается интересующая проблема) и приемы овладения новыми знаниями или способами действия. При этом умение контролировать выполненную работу становиться потребностью, так как без осуществления текущего и итогового контроля в процессе самообразования не может быть и речи об успешном продвижении вперед.

Итак, подведем итоги данного параграфа: роль самоконтроля в развитий личности заключается в следующем:

1. Определенная степень сформированности общих учебных умений и навыков - необходимый компонент интеллектуальной готовности детей к школе.

2. Общие учебные умения и навыки способствует переориентировке сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения действия.

3. Общие учебные умения и навыки являются инструментом познания.

4. Общие учебные умения и навыки являются межпредметными.

5. Общие учебные умения и навыки лежат в основе самообразования.

Рассматриваемое в дальнейшей работе умение контролировать свою работу играет одну из самых важных ролей в обучении. Необходимость его формирования заключается в следующем:

1. Формирование умения контролировать свою учебную деятельность на первых этапах обучения – основа успешного обучения в дальнейшем.

2. Несформированность умения контролировать учебную деятельность отрицательно отражается на результатах успеваемости учащихся.

3. Правильный и своевременный контроль способствует сокращению продолжительности выполнения заданий.

4. Совершенствование умения контролировать учебную деятельность способствует развитию мышления учащихся.

5. Умение контролировать свою работу играет важнейшую роль в самостоятельной работе учащегося

6. Навык контроля является важнейшим компонентом самообразования.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Психолого-педагогические основы методического решения, проблемы формирования пространственного мышления учащихся основной школы
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитат ...

Характеристика творческой деятельности и её условий
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII веке Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство со ...

Функциональный базис графо-моторных навыков письма и его нарушения
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает компл ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru