Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности младшего школьника

Страница 2

Кроме того, для учащихся 1-4 классов свойственно быстрое забывание способов действия. Поэтому работа по формированию самоконтроля должна проводится учителем ежедневно и ежеурочно.

Но трудности, возникающие при осуществлении самоконтроля, связаны не только с психологическими особенностями учащихся, но и при недостаточном внимании к этой проблеме со стороны учителя. Для учащихся должны быть четко сформулированы требования к выполняемой работе в целом и к отдельным ее частям. Ученику необходимо знать цель самоконтроля и его результатов.

Наблюдение за степенью сформированности у учащихся навыков самоконтроля провела группа педагогов и психологов под руководством М.В.Гамезо так, многими учителями оценивается, прежде всего, результат, а овладение способом действия считается при получении результата достигнутым. Но стоит немного отойти от образа, как дети уже не справляются с поставленной задачей. Они учатся повторению по образцу, а не овладению общим способом осуществления самоконтроля. Действия самоконтроля есть действия сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется только по конечному результату: «проверь сошелся ли ответ».

Учить учиться. В последние годы эта проблема стала одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. И это не случайно, поскольку требования к современному выпускнику таковы, что вооружения необходимыми знаниями учащихся без способов самостоятельного овладения ими уже не достаточно. Огромная роль в этом процессе принадлежит общим учебным умениям и навыкам. В чем же заключается их значимость.

Основным недостатком в подготовке к обучению является то, что все его дошкольное образование сводится к получению соответствующих возрасту знаний о предметах и явлениях. Главное - овладение общими способами действия. Развитие учащихся практически упускается специалистами дошкольного воспитания. Несформированность общих учебных умений и навыков дает о себе знать в первые же дни обучения ребенка в школе, приводя к снижению успеваемости и создавая с первых дней обучения серьезные проблемы.

Решать эту разрастающуюся год от года проблему необходимо незамедлительно, обращая наибольшее внимание на развитие учащихся, формирование общих учебных умений и навыков с самого раннего возраста, путем согласования программ подготовительной группы детского сада и первого класса начальной школы.

Общие учебные умения и навыки способствует переориентировке сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения действия.

Действительно, формирование общих учебных умений и навыков развивает ребенка. Он должен получать не только готовые знания, а учиться анализировать изучаемые предметы и явления, выделять существенное, делать самостоятельные выводы. Придя в школу, ребенок должен владеть хотя бы элементарными приемами этих сложных умственных операций. Дальнейшее обучение в начальных классах, средних и старших классах должно развивать зачатки этих умений с учетом интегративного характера информации.

Но существуют и такие умения, отсутствия которых у дошкольника будет ощущаться уже в первые дни обучения в школе. Например, умение слушать учителя; понимать учебную задачу, поставленную на уроке; работать в заданном темпе и т.д.

Такие умения необходимы учащемуся на всех уроках. Недостаточная сформированность какого-либо специального предметного навыка негативно отражается на результатах изучения одного этого предмета, тогда как упущение в формировании межпредметных умении и навыков может стать основной причиной пробелов в знаниях по всем предметам.

Общие учебные умения и навыки образуют фундамент, на котором вырабатываются конкретные, специальные умения и навыки.

Культура учебного труда школьников представляет собой рациональную и продуктивную организацию работы. Иначе говоря, чтобы выполнить учебные задания, ученику необходимо владеть целым комплексом умений. Он должен определить порядок своих знаний, правильно распределить время, продуктивно уметь работать с книгой, своевременно осуществлять пооперационный и итоговый контроль (35,с.50).

Таким образом, общие учебные умения и навыки определяют активность и самостоятельность в обучении.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Роль изучения научной литературы в процессе педагогического исследования
педагогический научный подготовительный Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследовател ...

Образование в Московском государстве в допетровское время
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой - была создана и закреплена решениями Стог ...

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru