Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности младшего школьника

Страница 3

Формирование у ребенка умение самостоятельно мыслить - главная задача современной школы. Ушинский писал, что учащиеся должны « по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» иначе говоря, ежедневно, на каждом уроке учителю необходимо формировать у учащихся умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы путем демонстрации основных приемов наряду с большим количеством тренировочных упражнений. Общие учебные умения и навыки ( сформированные в достаточной степени) характеризуются высоким уровнем совершенства в выполнении определенных учебно - познавательных действий и позволяют учащимся умело и успешно овладевать знаниями в дальнейшем.

Познавательные процессы восприятие, память , мышление, воображение входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же формируются.

Основное преобразование в функциональном развитии памяти, характеризующее первый школьный возраст- превращение запечатления непроизвольного запоминания) в сознательный процесс разучивания. Организация заучивания становится иной, плавной: сознательно применяется расчленение материала и его повторение.

Одной из важнейших задач школы является формирование такой суммы знаний, умений и навыков, которые делают возможным дальнейшее самообразование. Самообразование может осуществляться только на базе полученных знаний, общих учебных умений и навыков.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сформированность в комплексе всех общих учебных умений и навыков играет в обучении огромную роль, определяет активность и самостоятельность учащихся, является основой самообразования.

Рассматриваемое умение- контролировать свою учебную деятельность. По своим функциям это умение стоит как бы в другой плоскости, чем остальные, поскольку в постоянном контролировании нуждаются и сами общие учебные умения и навыки на различных этапах их формирования.

В чем же заключается роль умения контролировать свою работу?

Формирование умения контролировать свою учебную деятельность на первых этапах обучения – основа успешного обучения в дальнейшем.

Речь идет об обучении учащихся правильному чтению (без пропусков букв, искажения слов и перестановки ударений) и грамотному письму. Формирование текущего контроля происходит именно на первых этапах обучения грамоте. Совершенствование этого вида контроля и осуществление других происходит именно на базе внимательного и грамотного чтения и письма. Таким образом, формирование навыка контроля на самых первых этапах обучения является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Несформированность умения контролировать учебную деятельность отрицательно отражается на результатах успеваемости учащихся.

По определению «Педагогической энциклопедии», успеваемость- характеристика степени, полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. применение учащимися различных приемов контроля способствует не только проверке знаний, но и их более полному осмыслению, углублению .

Самопроверка позволяет осознанно и четко воспроизводить изученный материал на уроке. Обучение различным приемам контроля позволит учащимся самостоятельно оценить знание или незнание ими материала, а, следовательно, приведет и к более высоким результатам обучения.

Исследования психолога К.В.Бардина свидетельствуют о том, что дети, поступающие в первый класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. Причина этого не столько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того, чтобы выучить правило, ребенок садится и пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенных букв и слов, хотя при этом не редко искажается и смысл самого правила. «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам проверить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и измениться смысл правила, ребенок самостоятельно обнаружить не в состоянии.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...

Условия и основные позиции личностно ориентированного учения по К. Роджерсу
Условия личностно ориентированного учения: Первое личностно ориентированного учения касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами ...

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru