Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Страница 1

Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, о чём мы говорили выше, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём общение с окружающими и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности.

Так, одним из важных видов деятельности считается овладение ребенком письмом. Младшие школьники с глазной патологией испытывают трудности с письмом. В письменных работах данной категории детей имеют место специфические ошибки письма, именуемые дисграфическими.

Результаты наблюдения специалистов комплекса школа - детский сад №14 для слабовидящих детей за характером дисграфических ошибок у слабовидящих младших школьников, говорят о том, что данной категории детей свойственны все виды данного нарушения, а также различные варианты смешанной дисграфии.

В таблице 1 наглядно показано соотношение распространенности дисграфий в количественном соотношении среди учащихся в указанном учреждении за два учебных года (2002-2003, 2003-2004).

Таблица 1 - Распространенность дисграфий среди учащихся комплекса школа – детский сад №14

Виды дисграфий

Количество детей

Акустическая дисграфия

1

Артикуляторно - акустическая дисграфия

4

Оптическая дисграфия

13

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза

5

Аграмматическая дисграфия

3

Мы считаем целесообразно коротко рассмотреть, выше обозначенные, виды дисграфий.

Итак, дисграфия, по определению Р.И. Лалаевой - это частичное нарушение процесса письма. Традиционной является классификация дисграфий, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена, по которой выделяются пять видов дисграфий.

Ошибки, связанные с неправильным звукопроизношением (артикуляторно-акустическая дисграфия). Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Ошибки, связанные с нарушением фонемного распознавания (акустическая дисграфия). В их основе лежит нарушение слуховой дифференциации звуков речи, однако нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. К этой группе относятся замены букв, обозначающие близкие фонемы, а также нарушения в обозначении мягкости согласных.

Замены на основе акустического и артикуляционного сходства звуков у детей с ЗПР встречались редко. В основном, дети с ЗПР смешивают звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, особенно аффрикаты.

Более многочисленными являются ошибки на обозначение мягкости согласных на письме. Указанные ошибки отражают, с одной стороны, трудности дифференциации твердых и мягких фонем, с другой стороны, свидетельствуют о неусвоении способов символизации, обозначения мягкости согласных на письме.

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме эта дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавлния букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов). Фонематический анализ является наиболее сложным, поэтому ошибки в виде искажения звукобуквенной структуры слов наиболее распространены.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...

Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов
Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни. По сходству формы ...

Основные диагностические задачи педагога - дефектолога и их актуальность
Определяя природу того или иного вида отсталости ребенка, мы обращаем внимание на позитивные стороны его личности и на этой основе строим воспитательно-коррекционную работу. Значение в дефектологической диагностике качественных новообразований личности, динамических и структурных особенностей разви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru