Такое «бесчеловечное» содержание образования не может опираться на гуманистические ценности и идеалы. Этот принцип «природосообразности» сформировал еще Ян Каменский.
6 принцип – принцип альтернативности.
Этот принцип исключительно важен с точки зрения раскрепощения сознания, так и развития плюралистичности мышления учащихся – понимания всей сложности и неоднозначности мира и человека. Реализация этого принципа создает условия для стимулирования ребят, самостоятельного свободного и ответственного отношения к учебе.
Сегодня все более очевидно, что нет не только абсолютных истин, но и абсолютных знаний, позволяющих предложить исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в жизни. Поэтому очень важно научить человека не только различать добро и зло, истину и ложь, но и жить в условиях множества истин и многих правд. Пора преодолеть ситуацию, когда обучаемым сообщается не только готовое, но и, якобы, единственное, безальтернативное знание.
Именно такое образование создает условия для становления культуры сознательного выбора; научит уважать и учитывать иную точку зрения; сформирует широту взглядов.
Повторюсь, вот эти основные принципы, о которых пишут ученые, можно положить и в основу содержания среднего образования.
Довольно интересной мне показалась статья К.Романова, доктора философских наук Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В своей статье «Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования» («Alma mater» №2/2010 г.) он содержание современного образования представляет в виде трех слоев:
1. Духовно-нравственное образование.
2. Научное (социально-гуманитарное и естественнонаучное).
3. Технологическое. (рис.1).
Рис.1. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание
(1 – словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 – гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 – математика; 4 – естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 – философская позиция; 6 – знания о вере; 7 – понимание искусства; 8 – логика, риторика, этикет, культура поведения, культура родного края; 9 – технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 – экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)
Автор отмечает такую проблему, как отсутствие целостности в самом содержании обучения. К.Романов пишет: «Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина выступает в качестве «вещи в себе». Последнее характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла с их высоким духовно-нравственным потенциалом». То есть Романов ставит на первый план именно духовно-нравственное образование.
К. Романов предлагает тернарную интегративную систему образования (рис.2).
Аксикологическая база |
Духовное Психологическое Практическое | ||||||
Ценности |
Истина (ментальные) |
Гармония (игра) |
Справедливость, добро, вера |
Красота |
Общение |
Труд |
Здоровье |
Состав содержания обучения |
Опыт (навыки) ценностного отношения Опыт (навыки) творческой деятельности Умения Знания | ||||||
Виды ведущей деятельности |
Познавательная |
Творчество |
Ценностно-ориентационная |
Эстетическая |
Коммуникативная |
Преобразовательная |
Физическая |
Актуально о образовании:
Интерактивные методы обучения на уроках технологии.
Из опыта работы
Все описанные в данном реферате интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета. Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить ...
Сравнение эффективности проведения уроков по
модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по
четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...
Особенности использования
дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...