Новый подход к содержанию образования

Страница 2

Такое «бесчеловечное» содержание образования не может опираться на гуманистические ценности и идеалы. Этот принцип «природосообразности» сформировал еще Ян Каменский.

6 принцип – принцип альтернативности.

Этот принцип исключительно важен с точки зрения раскрепощения сознания, так и развития плюралистичности мышления учащихся – понимания всей сложности и неоднозначности мира и человека. Реализация этого принципа создает условия для стимулирования ребят, самостоятельного свободного и ответственного отношения к учебе.

Сегодня все более очевидно, что нет не только абсолютных истин, но и абсолютных знаний, позволяющих предложить исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в жизни. Поэтому очень важно научить человека не только различать добро и зло, истину и ложь, но и жить в условиях множества истин и многих правд. Пора преодолеть ситуацию, когда обучаемым сообщается не только готовое, но и, якобы, единственное, безальтернативное знание.

Именно такое образование создает условия для становления культуры сознательного выбора; научит уважать и учитывать иную точку зрения; сформирует широту взглядов.

Повторюсь, вот эти основные принципы, о которых пишут ученые, можно положить и в основу содержания среднего образования.

Довольно интересной мне показалась статья К.Романова, доктора философских наук Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В своей статье «Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования» («Alma mater» №2/2010 г.) он содержание современного образования представляет в виде трех слоев:

1. Духовно-нравственное образование.

2. Научное (социально-гуманитарное и естественнонаучное).

3. Технологическое. (рис.1).

Рис.1. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание

(1 – словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 – гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 – математика; 4 – естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 – философская позиция; 6 – знания о вере; 7 – понимание искусства; 8 – логика, риторика, этикет, культура поведения, культура родного края; 9 – технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 – экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)

Автор отмечает такую проблему, как отсутствие целостности в самом содержании обучения. К.Романов пишет: «Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина выступает в качестве «вещи в себе». Последнее характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла с их высоким духовно-нравственным потенциалом». То есть Романов ставит на первый план именно духовно-нравственное образование.

К. Романов предлагает тернарную интегративную систему образования (рис.2).

Аксикологическая база

Духовное

Психологическое

Практическое

Ценности

Истина (ментальные)

Гармония (игра)

Справедливость, добро, вера

Красота

Общение

Труд

Здоровье

Состав содержания обучения

Опыт (навыки) ценностного отношения

Опыт (навыки) творческой деятельности

Умения

Знания

Виды ведущей деятельности

Познавательная

Творчество

Ценностно-ориентационная

Эстетическая

Коммуникативная

Преобразовательная

Физическая

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Проанализировав ряд ...

Анализ проведённой работы
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru