Новый подход к содержанию образования

Страница 2

Такое «бесчеловечное» содержание образования не может опираться на гуманистические ценности и идеалы. Этот принцип «природосообразности» сформировал еще Ян Каменский.

6 принцип – принцип альтернативности.

Этот принцип исключительно важен с точки зрения раскрепощения сознания, так и развития плюралистичности мышления учащихся – понимания всей сложности и неоднозначности мира и человека. Реализация этого принципа создает условия для стимулирования ребят, самостоятельного свободного и ответственного отношения к учебе.

Сегодня все более очевидно, что нет не только абсолютных истин, но и абсолютных знаний, позволяющих предложить исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в жизни. Поэтому очень важно научить человека не только различать добро и зло, истину и ложь, но и жить в условиях множества истин и многих правд. Пора преодолеть ситуацию, когда обучаемым сообщается не только готовое, но и, якобы, единственное, безальтернативное знание.

Именно такое образование создает условия для становления культуры сознательного выбора; научит уважать и учитывать иную точку зрения; сформирует широту взглядов.

Повторюсь, вот эти основные принципы, о которых пишут ученые, можно положить и в основу содержания среднего образования.

Довольно интересной мне показалась статья К.Романова, доктора философских наук Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В своей статье «Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования» («Alma mater» №2/2010 г.) он содержание современного образования представляет в виде трех слоев:

1. Духовно-нравственное образование.

2. Научное (социально-гуманитарное и естественнонаучное).

3. Технологическое. (рис.1).

Рис.1. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание

(1 – словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 – гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 – математика; 4 – естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 – философская позиция; 6 – знания о вере; 7 – понимание искусства; 8 – логика, риторика, этикет, культура поведения, культура родного края; 9 – технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 – экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)

Автор отмечает такую проблему, как отсутствие целостности в самом содержании обучения. К.Романов пишет: «Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина выступает в качестве «вещи в себе». Последнее характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла с их высоким духовно-нравственным потенциалом». То есть Романов ставит на первый план именно духовно-нравственное образование.

К. Романов предлагает тернарную интегративную систему образования (рис.2).

Аксикологическая база

Духовное

Психологическое

Практическое

Ценности

Истина (ментальные)

Гармония (игра)

Справедливость, добро, вера

Красота

Общение

Труд

Здоровье

Состав содержания обучения

Опыт (навыки) ценностного отношения

Опыт (навыки) творческой деятельности

Умения

Знания

Виды ведущей деятельности

Познавательная

Творчество

Ценностно-ориентационная

Эстетическая

Коммуникативная

Преобразовательная

Физическая

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Интеллектуальные нарушения, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при ди ...

Основные мнемические действия, приемы запоминания
Группировка - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.); выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо кратного пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифров ...

Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием
Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, ко ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru