Такое «бесчеловечное» содержание образования не может опираться на гуманистические ценности и идеалы. Этот принцип «природосообразности» сформировал еще Ян Каменский.
6 принцип – принцип альтернативности.
Этот принцип исключительно важен с точки зрения раскрепощения сознания, так и развития плюралистичности мышления учащихся – понимания всей сложности и неоднозначности мира и человека. Реализация этого принципа создает условия для стимулирования ребят, самостоятельного свободного и ответственного отношения к учебе.
Сегодня все более очевидно, что нет не только абсолютных истин, но и абсолютных знаний, позволяющих предложить исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в жизни. Поэтому очень важно научить человека не только различать добро и зло, истину и ложь, но и жить в условиях множества истин и многих правд. Пора преодолеть ситуацию, когда обучаемым сообщается не только готовое, но и, якобы, единственное, безальтернативное знание.
Именно такое образование создает условия для становления культуры сознательного выбора; научит уважать и учитывать иную точку зрения; сформирует широту взглядов.
Повторюсь, вот эти основные принципы, о которых пишут ученые, можно положить и в основу содержания среднего образования.
Довольно интересной мне показалась статья К.Романова, доктора философских наук Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В своей статье «Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования» («Alma mater» №2/2010 г.) он содержание современного образования представляет в виде трех слоев:
1. Духовно-нравственное образование.
2. Научное (социально-гуманитарное и естественнонаучное).
3. Технологическое. (рис.1).
Рис.1. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание
(1 – словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 – гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 – математика; 4 – естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 – философская позиция; 6 – знания о вере; 7 – понимание искусства; 8 – логика, риторика, этикет, культура поведения, культура родного края; 9 – технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 – экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)
Автор отмечает такую проблему, как отсутствие целостности в самом содержании обучения. К.Романов пишет: «Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина выступает в качестве «вещи в себе». Последнее характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла с их высоким духовно-нравственным потенциалом». То есть Романов ставит на первый план именно духовно-нравственное образование.
К. Романов предлагает тернарную интегративную систему образования (рис.2).
Аксикологическая база |
Духовное Психологическое Практическое | ||||||
Ценности |
Истина (ментальные) |
Гармония (игра) |
Справедливость, добро, вера |
Красота |
Общение |
Труд |
Здоровье |
Состав содержания обучения |
Опыт (навыки) ценностного отношения Опыт (навыки) творческой деятельности Умения Знания | ||||||
Виды ведущей деятельности |
Познавательная |
Творчество |
Ценностно-ориентационная |
Эстетическая |
Коммуникативная |
Преобразовательная |
Физическая |
Актуально о образовании:
Новогодняя игрушка "Лошадка - символ года 2014"
Здравствуйте! Сегодня урок проведу у вас я, Айгуль Ришатовна. Прослушайте загадку, и догадайтесь о ком идет речь? Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь символ наступающего года. Интересные факты о лошадях: - у новозеландских лошадей водоотталкивающая шерсть ...
Уроки химии в 11-х классах с
применением технологии «французских
мастерских»
11 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе 5 (по 10-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса с трудом выполняют ...
Начало образования на Руси
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, ...