Новый подход к содержанию образования

Страница 3

Рис.2. Тернарная интегративная система образования

Так вот, г.Романов в своей статье пишет: «Предметное ядро содержания образования должны составить три группы проблем («человек», «культура», «жизнь в социуме»)».

«Стержнем содержания образования становится освоение целостной картины культурной жизни человека в социуме и мире. Тема «Культура жизни человека» становится ведущей во время обучения и в начальной, и в неполной, и в полной средней школе. Это исходная база при переходе к профильному обучению». (см. рис.1).

Эту же проблему – «Человек в культуре» - поднимает в своей статье «Ценности и смыслы гуманитарного образования» И.Ярмакеев, кандидат педагогических наук Татарского государственного университета. («Alma mater» №2/2010 г.).

«На наших глазах, - пишет автор статьи, - традиционная образовательная парадигма претерпевает сложнейшие социокультурные трансформации, как, впрочем, и все другие сферы жизни людей, что обусловлено и изменениями их ценностных ориентаций…

Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в развитии современной науки, техники и искусства, до сих пор остаются открытыми вопросы становления внутренней культуры и ценностной определенности личности, общества в целом…» .

Автор статьи говорит о том, что педагогический смысл образования должен измениться кардинально.

Цель образовательного процесса, - считал В.Франкл (известный психолог) – заключается в «выращивании» человека, способного занимать самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям в ситуации любых социальных перемен…

Автор статьи считает, что образование XXI века – это «образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру, как важнейший фактор развития и становления личности…».

В этой же статье И.Ярмакеев приводит в пример слова Д.С.Лихачева: «XXI века – век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

Таким образом, автор статьи подводит нас к выводу, что сегодня на первый план выступает не просто проблема развития личности, как таковой, но и проблема развития личностного потенциала, «ориентированного, наряду с решением актуальных вопросов социального и профессионального бытия, на перспективу жизненного развития человека, будущие трансформации его личности».

Говоря попросту, жизнь предъявляет очень серьезные требования, и подчас нелегко современному человеку адаптироваться к новым условиям бытия, но надо уметь правильно выбрать путь, осмыслить свои способности, понять свое жизненное предназначение, - этому должна научить школа.

Таким образом, в центре любого образования должен стоять человек в качестве смысла, цели, субъекта, предмета и результата.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Использование системы творческих упражнений в практике на уроках литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...

Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель ...

Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru