Рис.2. Тернарная интегративная система образования
Так вот, г.Романов в своей статье пишет: «Предметное ядро содержания образования должны составить три группы проблем («человек», «культура», «жизнь в социуме»)».
«Стержнем содержания образования становится освоение целостной картины культурной жизни человека в социуме и мире. Тема «Культура жизни человека» становится ведущей во время обучения и в начальной, и в неполной, и в полной средней школе. Это исходная база при переходе к профильному обучению». (см. рис.1).
Эту же проблему – «Человек в культуре» - поднимает в своей статье «Ценности и смыслы гуманитарного образования» И.Ярмакеев, кандидат педагогических наук Татарского государственного университета. («Alma mater» №2/2010 г.).
«На наших глазах, - пишет автор статьи, - традиционная образовательная парадигма претерпевает сложнейшие социокультурные трансформации, как, впрочем, и все другие сферы жизни людей, что обусловлено и изменениями их ценностных ориентаций…
Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в развитии современной науки, техники и искусства, до сих пор остаются открытыми вопросы становления внутренней культуры и ценностной определенности личности, общества в целом…» .
Автор статьи говорит о том, что педагогический смысл образования должен измениться кардинально.
Цель образовательного процесса, - считал В.Франкл (известный психолог) – заключается в «выращивании» человека, способного занимать самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям в ситуации любых социальных перемен…
Автор статьи считает, что образование XXI века – это «образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру, как важнейший фактор развития и становления личности…».
В этой же статье И.Ярмакеев приводит в пример слова Д.С.Лихачева: «XXI века – век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».
Таким образом, автор статьи подводит нас к выводу, что сегодня на первый план выступает не просто проблема развития личности, как таковой, но и проблема развития личностного потенциала, «ориентированного, наряду с решением актуальных вопросов социального и профессионального бытия, на перспективу жизненного развития человека, будущие трансформации его личности».
Говоря попросту, жизнь предъявляет очень серьезные требования, и подчас нелегко современному человеку адаптироваться к новым условиям бытия, но надо уметь правильно выбрать путь, осмыслить свои способности, понять свое жизненное предназначение, - этому должна научить школа.
Таким образом, в центре любого образования должен стоять человек в качестве смысла, цели, субъекта, предмета и результата.
Актуально о образовании:
Практическая реализация заданий по физике с целью
формирования естественнонаучных умений
Решение физических задач. Проверка знаний и умений учащихся по физике, проводимая в рамках ЕГЭ, показала, что с заданиями базового уровня сложности справляются около 67 % выпускников средней школы, с заданиями повышенного уровня сложности – около 40 %. Наибольшее затруднение вызывают задания высоко ...
Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...
Значение «Основ химии»
Университет был центром жизни Д. И. Менделеева, местом, где он передавал слушателям свои неисчерпаемые знания. Целые поколения химиков являются учениками Д. И. Менделеева — не только те, кто слушал его лекции непосредственно в стенах университета и в других высших учебных заведениях, а и все те, кт ...