Новый подход к содержанию образования

Страница 3

Рис.2. Тернарная интегративная система образования

Так вот, г.Романов в своей статье пишет: «Предметное ядро содержания образования должны составить три группы проблем («человек», «культура», «жизнь в социуме»)».

«Стержнем содержания образования становится освоение целостной картины культурной жизни человека в социуме и мире. Тема «Культура жизни человека» становится ведущей во время обучения и в начальной, и в неполной, и в полной средней школе. Это исходная база при переходе к профильному обучению». (см. рис.1).

Эту же проблему – «Человек в культуре» - поднимает в своей статье «Ценности и смыслы гуманитарного образования» И.Ярмакеев, кандидат педагогических наук Татарского государственного университета. («Alma mater» №2/2010 г.).

«На наших глазах, - пишет автор статьи, - традиционная образовательная парадигма претерпевает сложнейшие социокультурные трансформации, как, впрочем, и все другие сферы жизни людей, что обусловлено и изменениями их ценностных ориентаций…

Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в развитии современной науки, техники и искусства, до сих пор остаются открытыми вопросы становления внутренней культуры и ценностной определенности личности, общества в целом…» .

Автор статьи говорит о том, что педагогический смысл образования должен измениться кардинально.

Цель образовательного процесса, - считал В.Франкл (известный психолог) – заключается в «выращивании» человека, способного занимать самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям в ситуации любых социальных перемен…

Автор статьи считает, что образование XXI века – это «образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру, как важнейший фактор развития и становления личности…».

В этой же статье И.Ярмакеев приводит в пример слова Д.С.Лихачева: «XXI века – век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

Таким образом, автор статьи подводит нас к выводу, что сегодня на первый план выступает не просто проблема развития личности, как таковой, но и проблема развития личностного потенциала, «ориентированного, наряду с решением актуальных вопросов социального и профессионального бытия, на перспективу жизненного развития человека, будущие трансформации его личности».

Говоря попросту, жизнь предъявляет очень серьезные требования, и подчас нелегко современному человеку адаптироваться к новым условиям бытия, но надо уметь правильно выбрать путь, осмыслить свои способности, понять свое жизненное предназначение, - этому должна научить школа.

Таким образом, в центре любого образования должен стоять человек в качестве смысла, цели, субъекта, предмета и результата.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В быту человеку ежеминутно т ...

Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...

Межпредметные связи при изучении iii и v группы периодической системы Д.И.Менделеева
Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кисло ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru