Сущность и содержание исправления осужденных

Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбывающих наказания.

В современных учебниках и словарях по юридической психологии или вообще не дается определение «исправления», или показывается сущность пенитенциарной практики в целом, с привлечением близких понятий - «ресоциализация», «перевоспитание», «личностная реорганизация» и др., но без раскрытия их содержания и взаимосвязей. В публикациях пенитенциарных педагогов и психологов также констатируется неоднозначность употребления термина «исправление осужденных».

Для российской пенитенциарной традиции характерна вера в возможность исправления осужденных. Еще в 1912 г. СВ. Познышев по этому поводу писал: «Если нет прирожденного преступника, нет и неисправимого преступника».

Современное понимание «исправление осужденного» предполагает использование воздействий:

по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;

по ресоциализирующим влияниям, обеспечивающим выработку установок и паттернов просоциального поведения;

по реабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующим оптимальное вхождение в общество после освобождения.

Такое понимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятии осужденных как субъектов, способных к исправлению через участие в специально организованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.

Большинство юристов отрицает возможность коренного изменения психологии человека, а психологи и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностей позитивного изменения личности осужденных. Поэтому выявление закономерностей и механизмов исправления различных категорий осужденных является предметом широких исследований, проводимых, сегодня и за рубежом, и в России.

Опыт отечественной пенитенциарной практики (А.Я. Герда, А.С. Макаренко и др.) перевоспитания несовершеннолетних преступников служит подтверждением возможностей их исправления в условиях особой, просоциальным образом, организованной пенитенциарной среды. Успешно формировались положительная направленность (ценностные ориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др.

Податливость исправлению взрослого человека значительно меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков связывают успешность исправления с субъективными и объективными факторами, их благоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими, криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными факторами, преодолением ошибочных взглядов (переубеждением).

Исправление требует преодоления психологических барьеров, учета механизмов психологической защиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формирования установок раскаяния, покаяния. Признание вины предполагает искреннее раскаяние.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного и усилению безопасности среды учреждения рассматриваются как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с повинной и участию в исправительных программах.


Актуально о образовании:

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
монтессори обучение школа педагогический Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все о ...

Способы активизации мыслительной деятельности
Разнообразные задания: Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-). За ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Исследователи аномальной детской речи давно поднимали вопрос о неправомерности постановки "речевого диагноза" только на основании описания у детей особенностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины. Различные неблагоприятные воздействия, как ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru