Сущность и содержание исправления осужденных

Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбывающих наказания.

В современных учебниках и словарях по юридической психологии или вообще не дается определение «исправления», или показывается сущность пенитенциарной практики в целом, с привлечением близких понятий - «ресоциализация», «перевоспитание», «личностная реорганизация» и др., но без раскрытия их содержания и взаимосвязей. В публикациях пенитенциарных педагогов и психологов также констатируется неоднозначность употребления термина «исправление осужденных».

Для российской пенитенциарной традиции характерна вера в возможность исправления осужденных. Еще в 1912 г. СВ. Познышев по этому поводу писал: «Если нет прирожденного преступника, нет и неисправимого преступника».

Современное понимание «исправление осужденного» предполагает использование воздействий:

по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;

по ресоциализирующим влияниям, обеспечивающим выработку установок и паттернов просоциального поведения;

по реабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующим оптимальное вхождение в общество после освобождения.

Такое понимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятии осужденных как субъектов, способных к исправлению через участие в специально организованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.

Большинство юристов отрицает возможность коренного изменения психологии человека, а психологи и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностей позитивного изменения личности осужденных. Поэтому выявление закономерностей и механизмов исправления различных категорий осужденных является предметом широких исследований, проводимых, сегодня и за рубежом, и в России.

Опыт отечественной пенитенциарной практики (А.Я. Герда, А.С. Макаренко и др.) перевоспитания несовершеннолетних преступников служит подтверждением возможностей их исправления в условиях особой, просоциальным образом, организованной пенитенциарной среды. Успешно формировались положительная направленность (ценностные ориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др.

Податливость исправлению взрослого человека значительно меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков связывают успешность исправления с субъективными и объективными факторами, их благоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими, криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными факторами, преодолением ошибочных взглядов (переубеждением).

Исправление требует преодоления психологических барьеров, учета механизмов психологической защиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формирования установок раскаяния, покаяния. Признание вины предполагает искреннее раскаяние.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного и усилению безопасности среды учреждения рассматриваются как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с повинной и участию в исправительных программах.


Актуально о образовании:

Характеристика проблемных методов обучения
Полнота этапов проблемного учения зависит от двух факторов: а) содержания учебного материала и уровня выявленных проблем знаний; б) наличия (или отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (процесса постановки проблемы и ее формулирования, выдвижения предположений и обоснования гипотез ...

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru