Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития

Страница 1

Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.

Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения больных. Необходимо, чтобы больные были максимально активны и заинтересованы в устранении речевых дефектов.

Следует использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу. Это следует учитывать во время проведения лечебно-педагогической работы с детьми. При выраженности у детей с двигательными нарушениями дизартрий занятия по развитию речи следует включать упражнения направленные на регуляцию голосообразования и дыхания, на тренировку в произнесении губных звуков и дефференцировку часто смешиваемых звуков ( свистящих и шипящих). Важное значение имеет осмысление детьми сложных логика-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Важное значение имеет развитие фонематического слуха. При выраженности двигательных нарушениях ( особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное ( как в норме) формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни. Так например, при проведении логопедических занятий со страдающим псевдобульбарным параличом ребенка. Необходимо позаботиться о формировании функции кусать и жевать. Кроме того надо обеспечить обособление дыхательных движений и голосовых реакций от общей мышечной активности. Вместе с тем следует стимулировать и развивать звуковую коммуникацию. Важно вызвать у ребенка те или иные звуки гуления и на основе врожденных подражательных реакций придать этим звукам многообразную интонационную выразительность. Стимуляция коммуникативной голосовой и речевой активности является одной из важнейших задач на всех этапах развития больного ребенка. Одним из важных факторов, задерживающих речевое развитие и интеллектуальное развитие детей с врожденными и приобретенными в раннем возрасте поражениями нервной системы, сочетающимися с двигательными нарушениями, является сравнительно позднее становление выпрямляющих рефлексов. В связи с этим больной ребенок оказывается лишенным возможности удерживать голову, сидеть, стоять и ходить. Это, в свою очередь, еще более препятсвует нормальному дыханию, голосообразованию, движениям речевой мускулатуры, искажает и замедляет развитие высших корковых фукций гнозиса, праксиа имеющих непосредственное отношение к формирование речи. В связи со сказанным, развитие речи и интеллекта ребенка следует осуществлять в тесном единстве с занятиями лечебной физкультуре, направленными на развитие выпрямляющих рефлексов, а так же опорной, хватательной и манипулятивной деятельности рук. Педагог-дефектолог и логопед должны постоянно сопоставлять темпы моторного и речевого развития ребенка и следить, чтобы моторная нагрузка в речевой деятельности была адекватной. Анатомическая близость корковых зон иннервация речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) и большая роль ручной доминантности в формировании полушарной доминантности вызывают необходимость развивать функциональные возможности правой руки.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходим ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, преподавателями, работающими с данной категорией детей, а так же с родителями. Проводя работу в этом направлени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru