Упражнения, предваряющие работу над текстом

Страница 1

Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста.

Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки.

После такой предварительной работы учащимся предлагается прочесть новый текст и, не прибегая к помощи словаря, самостоятельно ответить письменно или устно на ряд вопросов на иностранном языке, касающихся уже непосредственно данного текста. На выполнение этого упражнения отводится определенное количество времени. Вопросы по тексту для каждой группы учащихся дифференцируются.

Несомненная польза такой вступительной беседы заключается еще и в том, что она в значительной мере способствует развитию устной речи учащихся.

Создать необходимую направленность мысли учащегося перед чтением, развивая одновременно и его устную речь в плане слушания, можно также и путем небольшого вступительного рассказа учителя на тему, непосредственно связанную с текстом.

Работа проводится обычным способом. После контроля понимания рассказанного, учащиеся - приступают к чтению, выполняя при этом соответствующие задания; о которых речь пойдет дальше. Поскольку основная цель урока - самостоятельная работа учащихся над текстом, то рассказ учителя и сопутствующие ему задания должны занимать минимальное количество времени. Иногда подготовку и проведение вступительных бесед - рассказов можно поручать отдельным сильным учащимся, предварительно проконсультировав их. Постепенно в такую работу можно вовлекать средних и даже более слабых учащихся, оказывая ми при этом необходимую помощь.

Одним из упражнений, предваряющих работу над текстом, является прослушивание текста в магнитофонной записи. Это способствует более точному восприятию содержания, а одновременно и развитию устной речи в плане слушания.

Такая работа может проводиться при открытых книгах со зрительной опорой или без нее, когда учащийся только слушает, стараясь понять основную мысль, с тем чтобы ему было легче выполнять соответствующее задание при последующем самостоятельном чтении.

Широкое использование подготовительного упражнения подобного рода диктуется еще и необходимостью в какой-то степени восполнить пробелы в технике чтения учащихся, чтобы помочь им избежать возможных ошибок и искажений в словах и в интонациях, которые во многом затрудняют непосредственное восприятие мыслей.

К числу весьма полезных упражнений, развивающих навык быстрой ориентировки непосредственно в мыслях уже самого текста, относится прием, который именован в работах М. Уэста как «Before -questions». Это система предваряющих вопросов, с которыми учащийся знакомится заранее для того, чтобы в процессе чтения отыскать ответы. Благодаря этим вопросам чтение приобретает осмысленный, целеустремленный характер, так как умственные усилия учащихся постоянно направлены на поиск определенной мысли. Ответы, найденные в процессе чтения, выписываются или зачитываются.

Для разнообразия в работе и для более тщательного контроля прочитанного вопросы к отдельным частям текста можно распределить индивидуально.

Среди предваряющих вопросов могут быть и такие вопросы, ответы на которые не содержатся в данном тексте. Цель этих вопросов, как и предыдущих, заключается в том, чтобы сосредоточить внимания учащихся на содержании читаемого.

Упражнением, которое близко по своему характеру к предвопросам и которое также способствует более глубокому и полному проникновению в общий смысл читаемого, является деление статьи на смысловые части согласно плану, предварительно составленному учителем. План записывается на доске или вручается каждому учащемуся на отдельной карточке, если тексты различны. После быстрого ознакомления с содержанием должны быть названы абзацы или предложения согласно пунктам плана.

Одно из возможных заданий, которое учащийся получает, приступая к чтению текста, может состоять в нахождении и выделении в данном тексте определенных предложений - мыслей, которое отражают какую-то часть общего содержания, например, место действия, поступки, черты характера действующих лиц заранее для того, чтобы в процессе чтения отыскать ответы. Благодаря этим вопросам чтение приобретает осмысленный, целеустремленный характер, так как умственные усилия учащихся постоянно направлены на поиск определенной мысли. Ответы, найденные в процессе чтения, выписываются или зачитываются.

Для разнообразия в работе и для более тщательного контроля прочитанного вопросы к отдельным частям текста можно распределить индивидуально.

Среди предваряющих вопросов могут быть и такие вопросы, ответы на которые не содержатся в данном тексте. Цель этих вопросов, как и предыдущих, заключается в том, чтобы сосредоточить внимания учащихся на содержании читаемого.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
Нами была разработана и апробирована авторская методика по развитию исследовательских умений, навыков и способов деятельности. На сегодняшнем этапе развития школьного образования большинство школ города имеют недостаточный уровень сформированности исследовательских умений, так как обучение ведется, ...

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...

Постановка дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru