Упражнения, предваряющие работу над текстом

Страница 1

Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста.

Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки.

После такой предварительной работы учащимся предлагается прочесть новый текст и, не прибегая к помощи словаря, самостоятельно ответить письменно или устно на ряд вопросов на иностранном языке, касающихся уже непосредственно данного текста. На выполнение этого упражнения отводится определенное количество времени. Вопросы по тексту для каждой группы учащихся дифференцируются.

Несомненная польза такой вступительной беседы заключается еще и в том, что она в значительной мере способствует развитию устной речи учащихся.

Создать необходимую направленность мысли учащегося перед чтением, развивая одновременно и его устную речь в плане слушания, можно также и путем небольшого вступительного рассказа учителя на тему, непосредственно связанную с текстом.

Работа проводится обычным способом. После контроля понимания рассказанного, учащиеся - приступают к чтению, выполняя при этом соответствующие задания; о которых речь пойдет дальше. Поскольку основная цель урока - самостоятельная работа учащихся над текстом, то рассказ учителя и сопутствующие ему задания должны занимать минимальное количество времени. Иногда подготовку и проведение вступительных бесед - рассказов можно поручать отдельным сильным учащимся, предварительно проконсультировав их. Постепенно в такую работу можно вовлекать средних и даже более слабых учащихся, оказывая ми при этом необходимую помощь.

Одним из упражнений, предваряющих работу над текстом, является прослушивание текста в магнитофонной записи. Это способствует более точному восприятию содержания, а одновременно и развитию устной речи в плане слушания.

Такая работа может проводиться при открытых книгах со зрительной опорой или без нее, когда учащийся только слушает, стараясь понять основную мысль, с тем чтобы ему было легче выполнять соответствующее задание при последующем самостоятельном чтении.

Широкое использование подготовительного упражнения подобного рода диктуется еще и необходимостью в какой-то степени восполнить пробелы в технике чтения учащихся, чтобы помочь им избежать возможных ошибок и искажений в словах и в интонациях, которые во многом затрудняют непосредственное восприятие мыслей.

К числу весьма полезных упражнений, развивающих навык быстрой ориентировки непосредственно в мыслях уже самого текста, относится прием, который именован в работах М. Уэста как «Before -questions». Это система предваряющих вопросов, с которыми учащийся знакомится заранее для того, чтобы в процессе чтения отыскать ответы. Благодаря этим вопросам чтение приобретает осмысленный, целеустремленный характер, так как умственные усилия учащихся постоянно направлены на поиск определенной мысли. Ответы, найденные в процессе чтения, выписываются или зачитываются.

Для разнообразия в работе и для более тщательного контроля прочитанного вопросы к отдельным частям текста можно распределить индивидуально.

Среди предваряющих вопросов могут быть и такие вопросы, ответы на которые не содержатся в данном тексте. Цель этих вопросов, как и предыдущих, заключается в том, чтобы сосредоточить внимания учащихся на содержании читаемого.

Упражнением, которое близко по своему характеру к предвопросам и которое также способствует более глубокому и полному проникновению в общий смысл читаемого, является деление статьи на смысловые части согласно плану, предварительно составленному учителем. План записывается на доске или вручается каждому учащемуся на отдельной карточке, если тексты различны. После быстрого ознакомления с содержанием должны быть названы абзацы или предложения согласно пунктам плана.

Одно из возможных заданий, которое учащийся получает, приступая к чтению текста, может состоять в нахождении и выделении в данном тексте определенных предложений - мыслей, которое отражают какую-то часть общего содержания, например, место действия, поступки, черты характера действующих лиц заранее для того, чтобы в процессе чтения отыскать ответы. Благодаря этим вопросам чтение приобретает осмысленный, целеустремленный характер, так как умственные усилия учащихся постоянно направлены на поиск определенной мысли. Ответы, найденные в процессе чтения, выписываются или зачитываются.

Для разнообразия в работе и для более тщательного контроля прочитанного вопросы к отдельным частям текста можно распределить индивидуально.

Среди предваряющих вопросов могут быть и такие вопросы, ответы на которые не содержатся в данном тексте. Цель этих вопросов, как и предыдущих, заключается в том, чтобы сосредоточить внимания учащихся на содержании читаемого.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Объект и программа исследований
Объект 1: 10 классы средней школы №1 г.п. Корма. Эти классы были выбраны нами не случайно, т.к. они не специализированы по химии, разные по успеваемости. Работа в 10-х классах строится по программе средней школы 1999 г., и в соответствии с этой программой учащиеся в 10-х классах изучают неорганичес ...

Уроки химии в 10-х классах с элементами самостоятельной работы
10 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе – 3 – 4 (по 5-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса не способны вы ...

Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru