Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Новое о образовании » Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

По мнению многих исследователей, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи являются неполноценность языкового развития детей, недостаточная сформированность метаязыковых навыков, связанных с осознанием единиц речи, нарушенные процессы анализа и синтеза. Однако, как показывают исследования ведущих отечественных дефектологов (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, А.Н. Корнев), при дизонтогенезе в той или иной мере страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации и т.д.). Исходя из этого, мы предполагаем, что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе коррекционно – развивающего обучения будут использованы средства, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций. Мы считаем, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.

Цель исследования: Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования: процесс использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении младших школьников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешное преодоление общего недоразвития речи у младших школьников будет результатом использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;

Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2) изучение и анализ педагогической и медицинской документации;

3) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.


Актуально о образовании:

Профилактика и коррекция детской агрессивности
Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги. Анализируя опыт зарубежных социально-педагогических и психологических служб, которые занимались помощью детям, имеющим склонность к проявлению агре ...

Научно теоретические основы исследования
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на о ...

Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования
Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, - духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится. К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а з ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru