Сущность творческой активности личности

Новое о образовании » Творческая активность на уроках литературы » Сущность творческой активности личности

Страница 5

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий .

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент – по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Планирование занятий
При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочных групп необходимо реализовать следующие основные положения; · непрерывность и круглогодичность процесса тренировки; · четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам трен ...

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Методы развития познавательного интереса
Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием. Формирован ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru