Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).
Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:
1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.
2. Чувства увлеченности, радости успеха.
3. Стремления к творческим достижениям.
4. Стремления к лидерству.
5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.
Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.
Содержательно-операционный компонент творчества обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.
Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения ( Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.
По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:
- интеллектуально-логические,
- интеллектуально-эвристические,
- организационные
- коммуникативные.
К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.
К интеллектуально-эвристическим способностям – способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.
Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.
Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.
Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция – это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.
Актуально о образовании:
Рекомендации педагогам по использованию возможностей образовательной
области «Художественное творчество» в развитии самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои с ...
Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...
Дети подготовительной к школе группы
На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми). Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и ...