А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.
По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.
Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.
П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.
К ним относятся:
- интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;
- широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей;
- беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;
- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.
Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.
А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.
В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.
Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:
1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;
2) способность отстаивать свои творческие позиции.
Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается .
Актуально о образовании:
Связь методики развития речи с другими науками
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, стр ...
Приемы работы по повышению умений и навыков решать текстовые
задачи младшими школьниками
В рамках формирующего этапа эксперимента нами были проведен в экспериментальном классе цикл уроков по математике. Система работы и подобранные задания были направлены на оптимизацию процесса обучения по формированию умений у младших школьников решать текстовые задачи, а именно предполагало выработа ...
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных
исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных
ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты ис ...