Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка. Естественно, что каждый ученик должен иметь модель или сам предмет, по которому будет выполняться выклейка.
Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.
Первый слой целесообразно выложить из кусочков оберточной бумаги, смоченной в воде (можно смазать вазелином). Делают это так: небольшую полоску бумаги (приблизительно 20х25 см) опускают в баночку с водой, затем отжимают и осторожно расправляют. От полоски постепенно отрывают небольшие кусочки (2х2 см), которыми и обкладывают модель изделия. Следующий слой составляют из кусочков газетной бумаги, предварительно смазанной клейстером. Каждый наклеенный на модель кусочек бумаги плотно приглаживают пальцами, рядом подклеивают второй, третий и т.д. кусочки так, чтобы края одного слегка находили на другой. Между кусочками бумаги не должно быть пустого места и просветов. На закругляющихся местах модели используют кусочки меньшего размера. По ходу работы следят за тем, чтобы на модели не образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой из оберточной бумаги, и так слои будут чередоваться друг с другом, пока на модели не будет выклеено 5- 7 слоев. Если педагог в дальнейшем не предусматривает обработку поверхности предмета грунтом (левкасом), то начать и закончить выклейку целесообразно светлой однотонной бумагой. После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7–слойное изделие высыхает за 1-2 суток.
Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.
Остановимся более подробно на тех изделиях из папье-маше, которые можно сделать с младшими школьниками на внеклассных занятиях, проводимых в форме кружка «Умелые руки».
Небольшое количество детей в кружке и наличие резерва времени позволяют руководителю организовать работу с папье-маше достаточно основательно, последовательно обучая младших школьников технологии выклейки, грунтовки, окраски изделий. На таких занятиях предоставляются более широкие возможности по осуществлению индивидуального подхода к учащимся.
Для первого занятия по папье-маше желательно взять предмет несложной формы, например мелкую тарелку. Заранее подготовив необходимые инструменты и материал (из расчета на одного ученика один газетный лист и такой же объем оберточной бумаги), непосредственно перед занятием педагог с помощью дежурных или бригадиров проверяет готовность рабочего места. На каждом столе, кроме инструментов и бумаги, должна быть баночка с водой (одна на двоих), розетка с клеем, куски клеенки или фанеры, которыми закрывают поверхность стола при работе. Все дети имеют тарелки, с которых будут производить выклейку изделия.
Актуально о образовании:
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...
Практические рекомендации по развитию режиссерской игры у детей в дошкольном
учреждении
Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальны ...
Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района
Демократизация и гуманизация системы образования создали условия для активного развития сферы дополнительного образования детей, объективно объединяющей в единый образовательный процесс воспитание, обучение и развитие. Основное предназначение УДО (учреждение дополнительного образования) – творческо ...