Структура творческих способностей

Страница 4

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Шестью основными факторами определяются творческие проявления по Р. Строненбергу:

1) интеллектом как способностью;

2) знанием;

3) стилем мышления;

4) индивидуальными чертами;

5) мотивацией;

6) внешней средой.

Основной для творца автор считает интеллектуальную способность и особенно ее следующие составляющие:

синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

аналитическая способность - выявление идей, достойных разработки;

практические способности - умение убеждать других в ценности идеи.

Если у человека слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает новые идеи, но идеи бесполезные и не подтвержденные исследованием. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже некачественных, но ярко представленных публике идей. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему. Креативность предполагает, с точки зрения Строненберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек способен самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать.

Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личной установки на овладение предметом деятельности.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Известный советский психолог Рубинштейн С.Л. писал: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком». В процессе творческой деятельности происходит саморазвитие, самосовершенствование человеческой личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о рол ...

Взаимодействие телевидения и современной школы
Человек XXI века живет в медиа-пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Информационны ...

Игры, тренинги
1.Познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать память. За каждую игру Вы будите получать какое-то количество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память. Игра 1: Нам потребуется 2 "одинаковых " рисунка с некоторыми отличиями. В начале показы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru