Структура творческих способностей

Страница 2

Х. Уарте в своей работе ставит четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме:

какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой; • какие виды дарований имеются в человеческом роде;

какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;

по каким признакам можно узнать соответствующее дарование.

Анализ способностей в теории Х. Уарте сопоставлялся с темпераментом и с различиями в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект. Наличие каждой из этих способностей объяснялось определенным «темпераментом мозга», по выражению Х. Уарте, пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это заставило Х. Уарте сделать психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и представителей других видов деятельности.

Х. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.

Х. Уарте высказал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.

В современной мировой практике наиболее часто использовалась характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда. В начале 50-х гг. в университете Южной Калифорнии под его руководством в рамках «Проекта способностей» было начато изучение творческих способностей. Рассматривая уникальность типов мышления творческих людей, члены проекта выдвинули гипотезу о самых вероятных и различаемых способностях. Они включили в свое исследование семь гипотетических способностей:

1) чувствительность к проблемам;

2) изменчивость мышления;

3) гибкость мышления;

4) оригинальность;

5) способность анализировать и синтезировать;

6) способность нового определения понятий и идей;

7) способность более глубокого понимания предметов и явлений.

Дж. Гилфорд считал, что - имеется большое количество творческих способностей и что нет лишь одной способности для того, чтобы быть творческим. Выделение достаточно большого числа творческих способностей привело его к мысли о том, что: 1) очень немногие индивиды «одинаково сильны или одинаково слабы» во всех этих способностях; 2) различные творческие способности являются более важными для писателя, или ученого, артиста или композитора, математика или ученого другой области знаний; 3) не все способности делают прямой вклад в творческую деятельность. Позднее американскими учеными Дж. Гетцельсом и Ф. Джексоном на основе использования идеи тестирования творческих способностей Дж. Гилфорда в различных исследованиях были применены пять видов тестов: ассоциации слов, использование обычных предметов, скрытые формы, составление окончания для незавершенных басен, составление проблем.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
В данном параграфе будут рассмотрены формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроках английского языка. Для начала мы опишем основные формы, применяемые нами в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся. Обычно выделяют формы ор ...

Качества личности творческого педагога
В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческ ...

Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru