Х. Уарте в своей работе ставит четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме:
какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой; • какие виды дарований имеются в человеческом роде;
какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;
по каким признакам можно узнать соответствующее дарование.
Анализ способностей в теории Х. Уарте сопоставлялся с темпераментом и с различиями в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект. Наличие каждой из этих способностей объяснялось определенным «темпераментом мозга», по выражению Х. Уарте, пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это заставило Х. Уарте сделать психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и представителей других видов деятельности.
Х. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.
Х. Уарте высказал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.
В современной мировой практике наиболее часто использовалась характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда. В начале 50-х гг. в университете Южной Калифорнии под его руководством в рамках «Проекта способностей» было начато изучение творческих способностей. Рассматривая уникальность типов мышления творческих людей, члены проекта выдвинули гипотезу о самых вероятных и различаемых способностях. Они включили в свое исследование семь гипотетических способностей:
1) чувствительность к проблемам;
2) изменчивость мышления;
3) гибкость мышления;
4) оригинальность;
5) способность анализировать и синтезировать;
6) способность нового определения понятий и идей;
7) способность более глубокого понимания предметов и явлений.
Дж. Гилфорд считал, что - имеется большое количество творческих способностей и что нет лишь одной способности для того, чтобы быть творческим. Выделение достаточно большого числа творческих способностей привело его к мысли о том, что: 1) очень немногие индивиды «одинаково сильны или одинаково слабы» во всех этих способностях; 2) различные творческие способности являются более важными для писателя, или ученого, артиста или композитора, математика или ученого другой области знаний; 3) не все способности делают прямой вклад в творческую деятельность. Позднее американскими учеными Дж. Гетцельсом и Ф. Джексоном на основе использования идеи тестирования творческих способностей Дж. Гилфорда в различных исследованиях были применены пять видов тестов: ассоциации слов, использование обычных предметов, скрытые формы, составление окончания для незавершенных басен, составление проблем.
Актуально о образовании:
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...
Возрастные особенности художественно – творческого
развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...
Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...