Структура творческих способностей

Страница 3

Своеобразные подходы к изучению творческих способностей содержатся в работах таких отечественных ученых, как В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Я. Пономарев и др. Известным российским психологом А.И. Луку предложена классификация творческих способностей.

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные «клише», установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если, смотреть шире - на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких---в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.

7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. «Смысловые расстояния» - переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности одно из проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению». Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут идеи хорошие.

14. Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Анализ констатирующего эксперимента
Итак, для систематизации нарушений письменной речи у детей с нарушениями зрения, мы воспользовались классификацией Р.И. Лалаевой. И ошибки были отнесены к пяти вышеописанным формам дисграфий: I – артикуляционно-акустическая, II – нарушение фонемного распознавания, III – нарушение анализа и синтеза ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru