Более подробно и конкретно об этом мы скажем ниже.
Вступительная беседа имеет место на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. На этом этапе урока детям разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.
Так на уроках лепки с натуры вступительная беседа имеет следующие этапы:
а) восприятие предмета в целом, его формы;
б) анализ его конструкции, технологии;
в) повторное целостное восприятие.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать детям полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, детей цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает детям вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии – самый общий образ предмета, его формы.
Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание детей на основные.
Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти). О свистульке – поросёнке, коне – качалке у детей нет готовых представлений. Чтобы создать эскиз таких игрушек, ребёнку приходится перерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначение игрушки (представления воображения).
Рассматривая с детьми народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменение внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно было пользоваться как свистком.
Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приёмами лепки народной игрушки, о которых будет сказано ниже, во второй части нашей работы.
При изготовлении фигурок людей, так называемых «барынек», следует также обратить внимание на их форму и основные правила лепки: основой является юбка – колокол торсом, к которым отдельно прикрепляются шарик – голова и руки калачиком. Затем игрушку наряжают: на голову – кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки – оборки; в руках – ребёнок; муфта, сумочка, собачка.
Для того, чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их не раньше, чем через три – пять дней после изготовления. Когда изделие высохнет, его покрывают белилами, а когда и они высохнут, расписывают узоры.
Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.
Не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
Актуально о образовании:
Возможности использования различных методов работы при развитии творческих
способностей учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика работы по развитию творческих способностей на уроке может базироваться на двух основных условиях. Если профессиональный опыт педагога и учебная программа позволяют, это может быть создание целого урока или комплекса уроков, направленных на формирование творческого потенциала личности каждо ...
Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц. Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная сис ...
Формирующий этап эксперимента: проведение уроков
труда с элементами изучения народных культурных промыслов
В ходе формирующей работы с учащимися 1 класса СОШ №44 г. Краснодара было проведено: 5 уроков и 1 внеклассное мероприятие с целью развития творческих способностей по средством изучения народных культурных промыслов. После выявления уровня знаний мы разработали ряд заданий по данной теме. Первый уро ...