Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда

Страница 4

Более подробно и конкретно об этом мы скажем ниже.

Вступительная беседа имеет место на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. На этом этапе урока детям разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.

Так на уроках лепки с натуры вступительная беседа имеет следующие этапы:

а) восприятие предмета в целом, его формы;

б) анализ его конструкции, технологии;

в) повторное целостное восприятие.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать детям полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, детей цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает детям вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии – самый общий образ предмета, его формы.

Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание детей на основные.

Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти). О свистульке – поросёнке, коне – качалке у детей нет готовых представлений. Чтобы создать эскиз таких игрушек, ребёнку приходится перерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначение игрушки (представления воображения).

Рассматривая с детьми народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменение внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно было пользоваться как свистком.

Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приёмами лепки народной игрушки, о которых будет сказано ниже, во второй части нашей работы.

При изготовлении фигурок людей, так называемых «барынек», следует также обратить внимание на их форму и основные правила лепки: основой является юбка – колокол торсом, к которым отдельно прикрепляются шарик – голова и руки калачиком. Затем игрушку наряжают: на голову – кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки – оборки; в руках – ребёнок; муфта, сумочка, собачка.

Для того, чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их не раньше, чем через три – пять дней после изготовления. Когда изделие высохнет, его покрывают белилами, а когда и они высохнут, расписывают узоры.

Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.

Не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...

Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...

Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru