Если говорить о практической работе на уроках труда при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.
Но как добиться этого и не «засушить» уроки труда, не превратить их в нудную муштру?
Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.
В процессе урока ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.
С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.
В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.
Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Одной из таких идей, предложенных Конышевой Н.М., может быть то, что на уроках труда дети учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы (наглядность, тексты), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.
Действия Мастера оттачивались веками, передавались из поколения в поколение. Поэтому важно как можно более подробнее проследить за этими приёмами, как можно точнее повторить их. Изучение приёмов работы народных мастеров дополняется и творческой работой по созданию образа. Учитель подчеркивает, что одну и ту же основу Мастер может превратить в самые разные вещи.
Усилению эмоционального воздействия таких уроков будут способствовать и рассказы о народных художниках; Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями и обрядами, мировоззрением народа.
Ещё одна важнейшая идея, которая поможет соединить на уроке обучение и творчество, состоит в том, что и инженер, и художник учатся у Природы, которая является образцом гармонии и красоты.
Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить детей и методике работы с ними.
Хохлома – один из древнейших, русских художественных промыслов. Начало своё это искусство берёт в многовековом опыте крестьянского изобразительного творчества с его узорчатостью, цветистостью и праздничностью.
Хохломскую роспись называют пламенной и золотой. Пламенная – потому, что основной в росписи красный цвет, и потому, что окрашенная посуда закаливается в печи. А золотая она оттого, что простая по материалу посуда блестит, словно золотая. Достигается это тем, что деревянная вещь проходит соответствующую обработку, сначала изделия вытачивают из дерева, затем натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия. После того, как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак. Далее следует закалка в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака, покрывающая роспись темнеет и приобретает янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь неё поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком становится похожей на золотую.
Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок. Их группу составляют красный, чёрный, зелёный, коричневый, жёлтый цвета.
Кроме того, есть различия и в художественном оформлении изделий. Старый, классический для Хохломы приём верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод. Разновидностью этого письма является травка – написанные чёрным и красным цветом кустики и веточки, пояски и розетки. Другой приём росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, её основной мотив рисунка остаётся светлым с небольшой штриховой разделкой. Вариантом фоновой росписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а все её формы напоминают круглящиеся растительные завитки.
Богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь своим опытом и закономерностями росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, что делает нехитрую деревянную вещь произведениям народного искусства.
В работе с детьми рекомендуется поупражняться в исполнении травки. Композиционная основа травной росписи проста: ведущая волнистая линия, от которой в стороны наносятся мазки – травинки, большие, имеющие различный силуэт, и маленькие, густо обрамляющие стебель.
Актуально о образовании:
Эвристический метод
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих уме ...
Упражнения, проводимые после чтения
текста
Основной целью упражнений этой группы является контроль прочитанного и развитие устной речи на материале текста. Эти упражнения вновь направляют мысли учащихся на содержание прочитанного, заставляют их еще раз просмотреть или припомнить текст, быстро в нем ориентироваться, пробегая глазами уже знак ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетическ ...