Анализ средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта

Страница 1

нарушение интеллект моторика лечебный

Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Значительное место в развитии мелкой моторики у детей занимают физические упражнения, раннее применение которых улучшает работу верхних конечностей и развивает предметно-манипулятивную деятельность пальцев рук.

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности мелкой моторики рук и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Н. В. Азовцева, М. С. Рузина, О. С. Бот, В. В. Цвынтарный и др.).

«Пальчиковый игротренинг» М. С. Рузиной. В ней приведены «народные» пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Дело в том, что «традиционные» игры на развитие мелкой моторики – шнуровки, мозаики, лепка и тому подобные, не обеспечивают полное и правильное этой моторики развитие. Во-первых, они тренируют только «главные» пальцы, а безымянный и мизинец почти не участвуют в играх. А во-вторых, эти игры используются для развития движений сжатия, и почти никогда – растяжения и расслабления, что приводит к перекосу в развитии пальцев и повышенному мышечному тонусу. Именно поэтому помимо обычных занятий на развитие моторики необходимы специальные упражнения на все виды движений всех пальцев рук. Такие игровые упражнения и приводятся в пособии. Предназначены они для детей всех возрастов, самым маленьким (лет до двух) подойдут лишь некоторые, в полном объеме заниматься по этой книжке имеет смысл с дошколятами.

Автор приводит исследование эффективности занятий по этой методике с шестилетками – 3 раза в неделю по 20 минут.

В своей работе Рузина предлагает использовать такую игру как «Палочки». Нужны несколько небольших палочек (для малышей подойдут толстые шестигранные карандаши), длинный шнур.

Палочки за середину привязываются к концам шнура длиной 4 – 5 метров. На середине шнура крепится приз – ленточка, яблоко или конфета. Играющие берутся за концы палочек двумя руками, расходятся, растягивая шнур. По сигналу ведущего игроки начинают крутить палочки в своих руках, наматывая на них шнур и постепенно приближаясь к призу. Шнур все время должен быть натянут – если он даст слабину и приз коснется земли, игра начинается снова. Приз достается тому, кто первый до него доберется.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении .

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) [9].

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. В настоящее время под общим недоразвитием ре ...

Уроки химии в 10-х классах с элементами самостоятельной работы
10 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе – 3 – 4 (по 5-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса не способны вы ...

Работа с учениками
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru