нарушение интеллект моторика лечебный
Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Значительное место в развитии мелкой моторики у детей занимают физические упражнения, раннее применение которых улучшает работу верхних конечностей и развивает предметно-манипулятивную деятельность пальцев рук.
Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности мелкой моторики рук и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Н. В. Азовцева, М. С. Рузина, О. С. Бот, В. В. Цвынтарный и др.).
«Пальчиковый игротренинг» М. С. Рузиной. В ней приведены «народные» пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Дело в том, что «традиционные» игры на развитие мелкой моторики – шнуровки, мозаики, лепка и тому подобные, не обеспечивают полное и правильное этой моторики развитие. Во-первых, они тренируют только «главные» пальцы, а безымянный и мизинец почти не участвуют в играх. А во-вторых, эти игры используются для развития движений сжатия, и почти никогда – растяжения и расслабления, что приводит к перекосу в развитии пальцев и повышенному мышечному тонусу. Именно поэтому помимо обычных занятий на развитие моторики необходимы специальные упражнения на все виды движений всех пальцев рук. Такие игровые упражнения и приводятся в пособии. Предназначены они для детей всех возрастов, самым маленьким (лет до двух) подойдут лишь некоторые, в полном объеме заниматься по этой книжке имеет смысл с дошколятами.
Автор приводит исследование эффективности занятий по этой методике с шестилетками – 3 раза в неделю по 20 минут.
В своей работе Рузина предлагает использовать такую игру как «Палочки». Нужны несколько небольших палочек (для малышей подойдут толстые шестигранные карандаши), длинный шнур.
Палочки за середину привязываются к концам шнура длиной 4 – 5 метров. На середине шнура крепится приз – ленточка, яблоко или конфета. Играющие берутся за концы палочек двумя руками, расходятся, растягивая шнур. По сигналу ведущего игроки начинают крутить палочки в своих руках, наматывая на них шнур и постепенно приближаясь к призу. Шнур все время должен быть натянут – если он даст слабину и приз коснется земли, игра начинается снова. Приз достается тому, кто первый до него доберется.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении .
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) [9].
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Актуально о образовании:
Педагогическая
деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящим ...
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
педагог дошкольный монологический речь обучение Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. А.Н. Гвоздев в своем уникальном исследовании «Вопросы изучения де ...
Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...