Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда

Страница 3

Хохломские художники выполняют роспись без предварительного карандашного контура. В первоначальном периоде обучения особенно полезна работа кистью без предварительного прорисовывания.

Учиться этому лучше начинать с самых простейших упражнений, которые включают следующие элементы линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание), точка.

Для проведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти должен равномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии.

Прикладывание заключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают её боком к бумаге, не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должны получаться сразу, с одного приложения кисти, без поправок.

Точка образуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или кругообразным движением её с середины.

Этим правилам росписи следует научить детей перед тем, как приступать к написанию более сложных, композиционных элементов.

При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого к классной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».

С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.

Так же, как и роспись по дереву, изделия из обожженной глины представляют широко распространённый и древний вид народного художественного ремесла. Различного назначения посуда, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями для этого вида искусства.

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на праздник проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Весёлые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны.

Распространенными сюжетами являются различные животные и птицы, наездники, барыни.

Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщённости формы обилие деталей, которые делают их более нарядными. Это оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т.д. Роспись игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. При этом оригинален сам орнамент, которым расписаны юбки барынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие кручи, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.

Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, но общие приёмы здесь можно назвать. Юбка барыни или туловище животного расписываются большими кругами, которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть украшены полосами, точками; точки как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которых также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и пр. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и другие элементы. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любых фигур, но располагаются они на поверхности в соответствии с формой игрушки.

Глиняная игрушка поэтична, полна остроумия, чувства радости и полноты жизни.

На занятиях по лепке применяются два вида учебной работы: лепка с натуры и лепка по представлению.

Этому виду работы отдаётся некоторое предпочтение, так как он больше привлекает учащихся, даёт им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений.

Основная задача занятий по лепке с натуры – обучение учащихся приёмам наблюдения и возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.

В зависимости от вида, темы и конкретных задач уроки по лепке строятся разнообразно. Однако в каждом из них можно выделить наиболее структурные части: беседу с организацией восприятия образцов (7–10 минут), практическую работу учащихся по выполнению изделия (25–35 минут), подведение итогов урока (5–15 минут).

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Роль Интернет-технологий в обучении английскому языку старшеклассников
На сегодняшнем этапе развития человечества Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях жизнедеятельности. Особенно в последнее время возрастает потребность внедрения и использования Интернет в образовательный процесс, так как возможности использования Интернет-те ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru