Методы обучения самостоятельной работе учащихся на уроке

Страница 1

Учащиеся окружающий их объективный мир не исследуют, а лишь изучают на основе уже имеющихся в их распоряжении научных данных – изучают в систематизированном и обобщенном виде. Учащиеся непосредственно соприкасаются далеко не со всеми изучаемыми ими веществами и явлениями, а лишь с теми, которые их окружают и которые предусмотрены школьной программой. В школьную программу включается общеобразовательный материал довольно ограниченный – только тот, который для их восприятия вполне доступен. Переход от незнания к знанию учащиеся совершают не сами, а под непосредственным руководством учителя, который ведет их кратчайшим путем с использованием наиболее рациональных и уже проверенных практикой методов обучения.

Таким образом, учащиеся в процессе обучения находятся в особых условиях. Однако и учащиеся от незнания к знанию в общем виде проходят те же ступени, которые проходит все человечество в познании окружающего мира, и воспринимают знания с помощью тех же физиологических механизмов, которые лежат в основе любого познавательного процесса.

Учитель химии, как правило, процесс обучения начинает с конкретного материала – с непосредственного восприятия изучаемых веществ и происходящих с ними превращений – через первую сигнальную систему. Конечно, в целом ряде случаев ему приходится начинать не с «живого созерцания», а с некоторых, заранее накопленных учащимися представлений и ассоциаций, используя для этого главным образом вторую сигнальную систему. Так, например, он знакомит учащихся с такими понятиями, как «молекула», «атом», «атомный вес», «атомно-молекулярное учение», «химический элемент» и др.

Задача учителя на первой ступени обучения состоит в том, чтобы ощущения, вызванные у учащихся теми или иными раздражителями (самими веществами и явлениями или только словесным сообщением о них), поднять на уровень восприятия – связать их в мозгу учащихся с другими, ранее полученными ощущениями и восприятиями, включить их в общий процесс мышления.

Задача учителя на этой первоначальной ступени обучения состоит не только в максимальном использовании наглядности, но и в том, чтобы умело руководить самим процессом восприятия – сосредотачивать внимание учащихся лишь на самом главном, самом существенном.

На основе отдельных восприятий у учащихся об изучаемых веществах и явлениях затем создаются общие представления и понятия. Это осмысливание и обобщение восприятий в свою очередь влияет на уже имевшиеся представления и понятия – развивают мышление учащихся. Могучим средством развития мышления служит речь, а также химическая символика и специальная химическая терминология, с помощью которых учащиеся не только усваивают ранее обобщенный опыт, но осмысливают вновь приобретенные знания – развивают свое мышление.

Задача учителя на второй ступени процесса обучения состоит главным образом в осмысливании полученных представлений и понятий, в предупреждении формального усвоения учебного материала.

Созданные у учащихся понятия повторяются и уточняются путем применения их в практике самих учащихся. На третьей ступени процесса обучения очень важны специальные упражнения, химические задачи и производственные экскурсии.

Учитель химии должен обеспечить осмысленное и глубокое знание основ современной химии.

В целях обеспечения осмысленного, глубокого усвоения учебного материала учитель химии должен в основу всей своей работы положить следующие методические принципы:

обстоятельно знакомить учащихся с конкретными веществами и явлениями, а также со связями и отношениями между ними – формировать химические понятия;

объяснять связи и отношения между веществами и явлениями – углублять содержание химических понятий;

абстрагировать наиболее существенные признаки, распространять их на другие вещества и явления, из частных понятий формировать более общие – обобщать понятия;

раскрывать внутренние, естественные связи между веществами и их превращениями, знакомить с классификацией веществ и явлений – систематизировать понятия;

исправлять ошибки и неточности в содержании ранее усвоенных учащимися понятий, добиваться ясности, отчетливости и правильности – уточнять понятия;

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...

Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru