Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников

Новое о образовании » Влияние социокультурных условий жизни на интеллектуальное развитие младших школьников » Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников

Страница 2

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Проанализировав современные отечественные и зарубежные исследования и выделив влияние социокультурных условий на интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующему выводу: интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. В онтогенезе интеллект развивается позднее. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных).

2. Дав характеристику понятия "интеллект", рассмотрев модели интеллекта, мы можем констатировать, что можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям, в данном случае, к освоению нового вида деятельности – учебной. В настоящее время существует множество теорий интеллекта. Одна из попыток упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта: социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, структурно-уровневый, регуляционный. Но можно провести еще более общую классификацию существующих на данный момент подходов к проблеме интеллекта, это позволяет выявить несколько кардинально различных направлений. Так Айзенк Г. выделяет 3 базовых концепции:

Интеллект как биологических феномен;

Интеллект как социокультурный феномен;

Психометрический интеллект.

А Дружинин добавляет четвертый подход, выходящий за рамки чисто-научного, но без которого характеристика данного понятия не будет полной, — это обыденные характеристики интеллекта. Е. Торндайк считал интеллектом общую способность, которая проявляется в большом числе задач. Это способность формирования связей между идеями, концепциями и т.д. Личностями высокого интеллекта следует считать тех, кто способен формировать большое число связей и уже имел возможность проявить свои способности.

3. Выявив факторы социокультурной среды, влияющие на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

4. Проведя диагностическую работу с использованием методик по определению интеллектуального уровня развития младшего школьника, мы выделили коррекционную группу, состоящую из 11 человек.

5. Предложив пути и возможности психокоррекции интеллектуального развития младших школьников, приступивших к школьному обучению, мы пришли к выводу, что у 10 школьников произошли положительные сдвиги в интеллектуальном развитии: они стали более четко планировать свою учебную деятельность; устные ответы стали полнее и четче; сформировались способности выделять существенные признаки предметов. Особо педагог обратил внимание на развитие учебных умений учащихся при решении текстовых задач (особенно важный и трудный для младших школьников вид учебной деятельности).

Проведя данное исследование, мы можем отметить, что поставленные цели и задачи нами реализованы и наша гипотеза подтвердилась полностью.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Образовательный процесс в ДОУ как среда развития субъектности ребенка-дошкольника
Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей на примере трудовой деятельности. Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников: 1 — отсутствие свойства; 2 — низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого); ...

Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Последний рассматривается как некоторый объем учебной информации, который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание, что позволяет оперировать ...

Направления и формы кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru