Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировав современные отечественные и зарубежные исследования и выделив влияние социокультурных условий на интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующему выводу: интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. В онтогенезе интеллект развивается позднее. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных).
2. Дав характеристику понятия "интеллект", рассмотрев модели интеллекта, мы можем констатировать, что можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям, в данном случае, к освоению нового вида деятельности – учебной. В настоящее время существует множество теорий интеллекта. Одна из попыток упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта: социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, структурно-уровневый, регуляционный. Но можно провести еще более общую классификацию существующих на данный момент подходов к проблеме интеллекта, это позволяет выявить несколько кардинально различных направлений. Так Айзенк Г. выделяет 3 базовых концепции:
Интеллект как биологических феномен;
Интеллект как социокультурный феномен;
Психометрический интеллект.
А Дружинин добавляет четвертый подход, выходящий за рамки чисто-научного, но без которого характеристика данного понятия не будет полной, — это обыденные характеристики интеллекта. Е. Торндайк считал интеллектом общую способность, которая проявляется в большом числе задач. Это способность формирования связей между идеями, концепциями и т.д. Личностями высокого интеллекта следует считать тех, кто способен формировать большое число связей и уже имел возможность проявить свои способности.
3. Выявив факторы социокультурной среды, влияющие на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.
4. Проведя диагностическую работу с использованием методик по определению интеллектуального уровня развития младшего школьника, мы выделили коррекционную группу, состоящую из 11 человек.
5. Предложив пути и возможности психокоррекции интеллектуального развития младших школьников, приступивших к школьному обучению, мы пришли к выводу, что у 10 школьников произошли положительные сдвиги в интеллектуальном развитии: они стали более четко планировать свою учебную деятельность; устные ответы стали полнее и четче; сформировались способности выделять существенные признаки предметов. Особо педагог обратил внимание на развитие учебных умений учащихся при решении текстовых задач (особенно важный и трудный для младших школьников вид учебной деятельности).
Проведя данное исследование, мы можем отметить, что поставленные цели и задачи нами реализованы и наша гипотеза подтвердилась полностью.
Актуально о образовании:
Дидактическое обоснование методов проблемного обучения
Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философ ...
Методические основы формирования умения осуществлять
самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Проблема о состоянии самоконтроля и его формировании у учащихся начальной школы различными авторами оцениваются по разному. М.Г.Трейтяк, Г.И.Пукина, В.О. Пунский – считают, что представление о самоконтроле и умение его выполнять (главным образом зрительно) имеются уже у учащихся первых, вторых клас ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...