Образование — одна из приоритетных сфер в модернизации российского общества. Констатируется важность усиления влияния образования на развитие в стране инновационной экономики, так как общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, отражающим состояние и тенденции развития общества, при этом, оказывая на него свое влияние.
В последние десятилетия в школе, по мнению А.А. Петрусевич (2008), как и во всем обществе, происходят серьезные социокультурные преобразования, касающиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение. В современных условиях общества, когда от интеллектуального и физического состояния детей зависит будущее России, особенно важной является задача комплексного формирования интеллекта каждого ребенка. Разработке данной проблемы посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи (А. Бине (1999), Дж. Гилфорд (1965), В.И. Киреенко (1959), А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев (1960), Б.Б. Коссов (1997), Н.Д. Левитов (1962), Н.С. Лейтес (1974), А.Н. Леонтьев (1987), В. П. Озеров (2005), К.К. Платонов (1972), С.Л. Рубинштейн (1960), Б.М. Теплов (1961), В. Д. Шадриков (1997), В. Штерн (1911) и др.).
Для психического развития ребенка особое значение имеет период обучения в начальной школе, поскольку именно в этот период происходит становление учебной деятельности, которая является основой дальнейшего интеллектуального и личностного развития учащихся. В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ системы образования, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и технологии. Это говорит о том, что перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и практики использования исторических методов в изучении и развитии способностей. В этом отношении психомоторное и интеллектуальное развитие способностей - стороны комплексного генеза личности, которые формируют человека как целое. Данная идея созвучна принципам современного образования, которые заложены в конвенции о правах ребенка, где говорится, что "образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме".
Способность личности успешно осваивать культурно-образовательное пространство, активно формировать его, отражает социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, их "социокультурный интеллект"and its relationship to learning in school. Интеллект, в свою очередь, можно рассматривать как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, тесно связанной с ее эмоционально-волевой сферой, потребностями и ценностными установками. Следует отметить, что усвоение детьми культурно-образовательного пространства зависит также и от состояния их здоровья, работоспособности, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, мотивационных установок и творческого потенциала.
Возникшие в практике образовательных учреждений различные варианты развивающего обучения обусловили не только вариативность образовательных учреждений (лицеи, гимназии, профильные школы, колледжи и т.д.), но и повлекли за собой перераспределение учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В результате контингент учащихся общеобразовательных школ стал все больше характеризоваться сниженным уровнем обучаемости.
Социокультурные характеристики образовательной среды (конкретные условия проживания, инфраструктура: село, районный центр, малый город, большой город; образование родителей, различия в их представлениях о целях школьного образования и культурных нормах; возможности использования информационных сетей и т.п.) являются одним из важнейших факторов развития ребенка, оказывающих влияние в том числе и на характер умственных возможностей учащихся.
Особый интерес в этом плане представляют учащиеся начальной школы, так как на этом этапе развития ребенок впервые приступает к целенаправленному учению. Для предупреждения проблем, которые могут возникать в связи с этим, важно знать, какими приемами и навыками умственной деятельности (умением обобщать, классифицировать, действовать в уме, осознавать способы решения разных классов задач и т. п.) владеют младшие школьники. О важности этой стороны психического развития ребенка, осваивающего учебную деятельность, писали еще в 1930- е годы П.П. Блонский и Л.С. Выготский. В частности, П.П. Блонский подчеркивал, что школа, обучая детей, неизбежно должна считаться со степенью развития их мышления. В работах научной психологической школы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, наиболее активно проводившихся в 60–70-е годы XX века, акцентировалось внимание на недостаточном количестве исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка. При этом отмечалось, что именно такие работы являются мощным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а следовательно, и решения в значительной степени проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.
В 1980–90х годах в России продолжались активные исследования особенностей психического развития детей в условиях школьного обучения. Среди этих работ немалое место занимало изучение закономерностей умственного развития детей на разных ступенях школьного образования, в частности, отмечалось, что несформированность у отдельных учащихся необходимого уровня психического развития отражается не только на успеваемости ребенка, но и на его отношении к учебе, к школе в целом, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, на особенностях общей и учебной нагрузки.
Многочисленные работы отечественных ученых показали, что специальная организация учебного процесса существенно влияет на все стороны интеллектуального развития ребенка, активизируя формирование рациональных приемов познавательной деятельности, ее творческих компонентов, способов теоретического обобщения и т.д.
Недостаточное внимание психологической службы к детям дошкольного возраста, отсутствие методов организации системной комплексной помощи привели к резкому возрастанию числа учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями учебной программы (около 40%). На почве нарастания школьных трудностей у многих из этих детей развиваются неврозы и различные формы соматических и психосоматических расстройств, приводящих к еще большему снижению учебной мотивации, отрицательному отношению к школе и различным поведенческим нарушениям.
Таким образом, проведенное краткое рассмотрение позволяет обозначить основную проблему исследования – каково влияние социокультурной среды, окружающей детей в период младшего школьного возраста, на развитие их умственных способностей, структуру интеллектуального развития и дивергентного мышления.
Цель исследования – изучение психологических особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, проживающих в разных социокультурных условиях.
Объектом исследования выступает интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования состоит в изучении интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные отечественные и зарубежные исследования и выделить влияние социокультурных условий на интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста;
2. Дать характеристику понятия "интеллект", рассмотреть модели интеллекта;
3. Выявить факторы социокультурной среды, влияющие на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста;
4. Провести диагностическую работу с использованием методик по определению интеллектуального уровня развития младшего школьника;
5. Предложить пути и возможности психокоррекции интеллектуального развития младших школьников, приступивших к школьному обучению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в уровне интеллектуального развития у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Методы:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: методика исследования интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен); методика определения уровня эмпатии (И.М.Юсупов); оценка самоконтроля в общении (М.Снайдер).
3. Методы статистической обработки результатов исследования - угловое преобразование процентных долей Фишера.
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории и концепции общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития личности в условиях обучения и воспитания; представления об интеллектуальных способностях и их роли в развитии личности, современные технологии организации и проведения эмпирического психолого-педагогического исследования: Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Л. М. Веккер, В. Н. Дружинин, Д. Дьюи, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, , Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов, Р. Стернберг, Б. М. Теплов, М. А., Холодная, В. Д. Шадриков, К. Берталанфи, Б. Инельдер, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.
В качестве теоретической основы использовались результаты теоретических исследований по развитии личности и способностей в учебной деятельности (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, А. Л. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, Н. С. Лейтес, Н. Ф. Талызина, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин, В. С. Юркевич, И. С. Якиманская и др.); о сущности, механизмах и закономерностях социокультурных явлений и процессов в образовании (А.Г.Асмолов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, М.С. Каган, А.Р. Лурия, В.И. Слободчиков, и др.).
Практическая значимость исследования. Данные проведенного исследования позволили:
- оценить особенности социокультурных влияний на функциональные, операциональные и мотивационные компоненты умственных способностей детей младшего школьного возраста;
- оценить эффективность использования модели профилактической программы, позволяющей своевременно осуществлять работу, направленную на предупреждение нежелательных тенденций в развитии интеллекта детей младшего школьного возраста.
Объём и структура работы: работа состоит из введения ( стр.), двух глав, первая из которых является теоретическим исследованием ( стр.), а вторая – эмпирическим ( стр.). В заключении ( стр.) приведены основные выводы по исследованию. Список литературы включает наименования. В работе использовано таблиц и приложения.
Исследования проводились на базе МОУ "СОШ № 236", 3 "а" класс ЗАТО Знаменск и воспитанники отделения "Ребенок в опасности" КЦСОН г.Знаменск с 3 февраля по 15 мая 2013 года и с 10 сентября по 25 сентября 2013 года.
Актуально о образовании:
Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...
Описание УМК
В учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной. Создав УМК по теме «Основы логики» для студентов I курса, облегчается труд учи ...
Практические рекомендации по развитию режиссерской игры у детей в дошкольном
учреждении
Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальны ...