Актуальные проблемы физического развития детей в современных условиях

Страница 3

В современной личностно - ориентированной парадигме образования, при акцентировании его гуманистических приоритетов, справедливо утверждающих, что не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку, эта позиция подвергается решительному переосмыслению. Существование и живучесть школьной дезадаптации как педагогического явления напрямую соотносятся с несовершенством, грубыми подсчетами в самой системе школьного образования, предпринимаются заслуживающие внимания попытки выделить в ней ведущие факторы, становящиеся источником патогенного влияния на ребенка.

Г.Ф.Кумарина обращает особое внимание на отрицательное воздействие следующих укоренившихся в школе традиций:

- привычной позы детей во время учебного процесса - согбенной, напряженно-неестественной. Исследования показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10-15 мин ребенок испытывает нервно - психические нагрузки и стрессы, сравниваемые с теми, что переживают космонавты при взлете;

- обедненный природными стимулами учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание образно - чувствительного восприятия мира, суждение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей;

-вербального (словесно - информационного) принципа построения учебного процесса, « книжного» изучения жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что дети не могут свободно реализоваться и реализовать заложенный в них природой потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить;

- дробного поэлементного изучения знаний, умений и навыков, разрушающего целостность мировосприятия и миропонимания у детей;

- чрезмерного увлечения методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально - образному. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции–воображения. И как следствие, к раннему формированию шизоидной психической конструкции.

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования М.М. Безруких в числе негативных факторов, действующих на ребенка в школе, выделяет: стрессовую тактику авторитарной педагогики, интенсификацию учебного процесса; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; недостаточную квалификацию педагогов в вопросах развития ребенка и охраны здоровья, массовую безграмотность в этом отношении родителей.

Также один из сильнейших факторов ухудшения здоровья детей связано с непомерными учебными перегрузками в школе, это не раз обсуждалось педагогами, гигиенистами, физиологами, психологами. Школа стала школой болезней. Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объём и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок. Современная « формально - рассудочная » школа, построенная на малоподвижности ребенка, опасно не только учебными перегрузками, но и механизмом разрушения здоровья, который информирует в учебном процессе активность: тела и органов чувств, отдавая приоритет интенсивно-программирующим методом обучения. Все это приводит к тому, что дети в процессе обучения находится в состоянии хронического чувственного угнетения и чувственного недоразвития. Определенная группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, связана с тем, что школы не имеют специализированных программ направленного формирования физических и учебно-познавательных основ, трудового потенциала ребенка, в частности зрительно - информационного, зрительно - ручного, микропроцессорного.

Всё это приводит, к тому, что дети в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно - моторном, психо - эмоциональном и нервно - вегетативном напряжении. Отмечены, виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии, близорукости, нарушения осанки, нервных расстройств и т. д. Поистине страшные цифры выдаете беспристрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, обусловливает снижение работоспособность, высокую утомляемость, ухудшение здоровья.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Психолого-педагогические особенности младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Понятие детской агрессивности
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных социально-педагогических проблем. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущих под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, а так же неор ...

Проведение экспериментов, их анализ и обоснование
Тема работы, мы считаем очень серьезная, сложная, интересная и нужная. Нами использовано много методической литературы по этике. Практическая работа курсовой построена на экспериментах, которые оформлены в таблицы. Было проведено три эксперимента: констатирующий, формирующий и итоговый. Работая с у ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru